Глава 13. Подготовка медицинских психологов и пути организации медико-психологической работы в учреждениях здравоохранения (продолжение)

Мы считаем необходимым высказать здесь соображении, может быть и не бесспорные, о подготовке в будущем специа­листов — медицинских психологов как в университетах, так и в медицинских высших учебных заведениях. Безусловно, врач, имеющий еще и психологическое образование, будет иметь преимущества в работе с больными, особенно лечебно- восстановительной или психотерапевтической. Поэтому возмо­жен следующий вариант подготовки специалистов. Выпускник медицинского института, врач-психолог (обученный, естест­венно, психологии по новой расширенной программе), направ­ляется на работу в лечебное учреждение, а выпускник уни­верситета, психолог,— или направляется в специализирован­ное учреждение (не обязательно медицинское), занимающееся более углубленно психологической диагностикой (например, экспертизой), либо занимается преподавательской или научно- исследовательской деятельностью. (По аналогии, например, с математиками или физиками — выпускники педагогических институтов идут, как правило, на работу в школы, а лица, окончившие университеты,-—в большей степени па преподава­ние в вузах или на научную работу). Проект этот может быть реализован при наличии штатных должностей медицинских психологов во всех без исключения лечебно-профилактических учреждениях любого профиля. Для этого роль психолога, не­обходимость его деятельности должны быть понятны каждому клиницисту (терапевту, хирургу и пр.). А ведь до сих пор еще дискутируется вопрос о том, что должен делать психолог, чем его занять. Вряд ли кому-нибудь из главных врачей при­ходится задумываться над таким вопросом, принимая па ра­боту к себе в учреждение, скажем, анестезиолога, логопеда или специалиста по лечебной физкультуре. Тут все ясно. А с психологами ясности пока нет. Ясность будет тогда, когда станет очевидной и ощутимой его польза в учреждениях практического здравоохранения (как очевидна польза, напри­мер, логопеда). А добиться этого можно лишь расширяя и углубляя объем работы психолога, не ограничивая его только рамками одной психодиагностики (с помощью в основном патопсихопатологических методов). Но пока положение меня­ется мало, и нам надо соотносить свои планы с реальностью. Видимо, при существующем положении вещей выходом из создавшейся ситуации является максимальное насыщение программы подготовки медицинских психологов в универси­тетах клиническим содержанием, т. е. необходимо большее ознакомление их с основами психогигиены, психопрофилак­тики, психотерапии, социо- и трудотерапии, психологическими аспектами реабилитации (это в какой-то мере сейчас дела­ется в Ленинградском и Московском университетах). Даль­нейший путь подготовки медицинского психолога — совершен­ствование как его психодиагностических знаний, так и психокоррекционных умений в Институте им. В. М. Бехтерева, головном учреждении страны по медицинской психологии (что, как указывалось, делается, хотя могло бы быть организовано лучше). Что же касается врачей, то к медико-психологиче­ской работе они могут допускаться, если после окончания ме­дицинского института пройдут специальную подготовку. Она может быть различной — специализация на кафедрах психо­терапии институтов усовершенствования врачей или обучение на так называемых рабочих местах и семинарах в Институте им. В. М. Бехтерева или в других научных учреждениях. Выс­шей формой подготовки но медицинской психологии следует считать аспирантуру по этой специальности. Однако эта форма специализации пока развита у нас, к сожалению, крайне недостаточно.

Прочитав эту книгу, врач или психолог лучше поймут, ка­кие требования ставит жизнь перед современными психоло­гами, работающими в сфере здравоохранения. Попытаемся рассказать и о некоторых путях организации медико-психоло- гической помощи в нашей стране и наметить некоторые пер­спективы ее развития с учетом опыта работы развитых зару­бежных стран, включая социалистические.

Как уже говорилось, наиболее устоявшейся формой ра­боты медицинского психолога в нашей стране является его деятельность в психиатрических больницах. Согласно сущест­вующему положению должности медицинских психологов мо­гут устанавливаться в этих больницах «по потребности». Но потребности, как известно, бывают разные. В одних случаях главным врачам кажется целесообразным ограничиваться пси­хологическими лабораториями, где в штате состоят несколько медицинских психологов. Другие руководители стационарных учреждений предпочитают вводить в штатное расписание пси­хиатрических отделений должности психолога — по одному на каждое клиническое отделение (или на 2—3). Подчиняются психологи, с одной стороны, администрации больницы, а с другой — заведующему клиническим отделением (а там, где имеется психологическая лаборатория или кабинет,— их заведующему; впрочем, существующим штатным расписанием последняя должность не предусмотрена).

 

программа подготовки психологов – предыдущая | следующая – диагностическая работа психолога

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание