canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Диагностическая работа психолога должна быть выстроена особым образом. Структура диагностической работы психолога.

Глава 13. Подготовка медицинских психологов и пути организации медико-психологической работы в учреждениях здравоохранения (продолжение)

По поводу организации работы медицинского психолога в психиатрической больнице (как и в стационаре соматиче­ского профиля) также не существует, к сожалению, единой точки зрения. Об этом свидетельствуют, в частности, уже упо­минавшиеся в начале книги методические рекомендации о ра­боте психолога в психиатрическом лечебном учреждении изданные в 1975 г. Московским научно-исследовательским ин­ститутом психиатрии и в 1976 г.—Ленинградским научно-ис­следовательским психоневрологическим институтом им. В. М. Бехтерева. Характерно, что первый документ посвящен работе «патопсихолога», а второй—-деятельности «медицинского пси­холога», хотя речь идет об одних и тех же лицах. И это не просто предпочтение одного термина другому; это принципи­альная позиция представителей разных школ — патопсихоло­гии (одна из кафедр факультета психологии МГУ носит на­звание «патопсихологии и нейропсихологии») и медицинской психологии (в Ленинградском институте им. В. М. Бехтерева и Ленинградском университете). О различиях в подходе к под­готовке медицинских психологов, к их функциям говорилось во введении к настоящей книге[1].

С нашей точки зрения, термин «патопсихолог» можно со­хранить для тех психологов, которые занимаются исследова­тельской работой в этой области в различных научных учреж­дениях. В практических же учреждениях системы здравоохра­нения употребление этого термина не только неправомерно (существует официально признанная специальность, препода­ваемая в медицинских вузах,— медицинская психология, а не патопсихология; есть еще и другие соображения на этот счет, о которых уже говорилось), но и неприемлемо, так как при­водит к некой камерности в работе психолога, частичной изо­ляции его от непосредственного контакта с жизнью всего кли­нического отделения в целом. Деятельность психолога, сидя­щего «в тиши» своего рабочего кабинета (часто за пределами клиники) и занимающегося только исследованиями (экспериментальными или тестовыми) приводимых к нему па­циентов, уподобляется в чем-то диагностической работе врача- рентгенолога или специалиста по электрокардиографии (или электроэнцефалографии), высокополезная деятельность кото­рых действительно может носить и носит в известной степени «камерный» характер и ограничивается обычно лишь пред­ставлением лечащему врачу соответствующего заключения, нередко имеющего жизненное значение. У психолога же стиль работы должен быть иным. Он не может ограничиваться пси­ходиагностикой. Ему необходимо вращаться в гуще отделен­ческих событий, помогая врачам создавать соответствующий психологический климат, обстановку «терапевтической среды». Конечно, при разных условиях психолог может делать пре­имущественный акцент в своей практической деятельности на психологической диагностике или на психокоррекционной ра­боте, что зависит от ряда обстоятельств. Среди них следует назвать: 1) степень подготовленности его в той или иной об­ласти — диагностической или психокоррекционной; 2) про­филь клинического отделения — приемно-диагностическое или экспертизное отделение требуют одного стиля работы, а отделение восстановительного лечения (реабилитации) — другого; 3) понимание администрацией лечебно-профилактического уч­реждения и особенно врачами, персоналом клинического отде­ления специфики работы психолога — его «языка», стоящих перед ним задач, нужности психолога (нередко на его дея­тельность врачи смотрят как на своего рода украшение в ди­агностике или как на культмассовую работу с больными, ко­торую иногда пытаются примитивно истолковывать и даже называть «психологической коррекцией»); 4) личностные осо­бенности психолога, его умение вступать в контакты с людьми, доброжелательность, эмпатийный потенциал — эти качества нужны для всех видов психологической деятельности, как ди­агностической, так и коррекнионной, но особенно важны они для последней; психологов, не имеющих склонности к психо- коррекционной работе, привлекать к ней (как это иногда бы­вает, чуть ли не принудительно) нецелесообразно. Диагностическая работа психолога должна быть построена таким образом, чтобы не только не повредить больному предъ­явлением различных психологических заданий, которых мно­гие пациенты пугаются, опасаясь обнаружить свою несостоя­тельность, но и содействовать выработке у пациентов более адекватной внутренней картины болезни, модели ожидаемых результатов лечения. Психологический диагноз, состоящий не только из характеристик тех или иных процессов, функций и степени их измененное, но и особенностей личности боль­ного, должен помогать уточнению нозологического диагноза в психиатрической клинике. Большие перспективы для психо­диагностики в медицине открываются в связи с концепцией функционального диагноза, который должен отвечать и на вопросы о том, у какой личности и в какой среде возникает то или иное заболевание (злокачественная опухоль, ишемиче- ская болезнь сердца, шизофрения и т. д.). Функциональная диагностика в ее современном понимании [Вайзе К-, Воло­вик В. М., 1980], пока еще довольно сложная для освоения, нуждается в большем методологическом обосновании и ме­тодической разработке, но перспективы ее развития представ­ляются несомненными.

_________________________

[1]В последнее время некоторые наиболее видные представители школы «патопсихологов» начинают признавать значение участия психолога в психо­терапевтической работе (Зейгарник Б. В., Поляков Ю. Ф.).

форма работы медицинского психолога – предыдущая | следующая – психокоррекционная работа

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

 

Яндекс.Метрика