В общем виде групповую динамику определяют: 1) цели, задачи и нормы группы, их формирование и изменение, их влияние на участников группы (имеет ли группа общую цель и какую, понимают и разделяют ли эту цель члены группы, какие формы поведения соответствуют групповым нормам и т. д.); 2) структура лидерства в группе, проблемы руководства, зависимости, подчинения и сотрудничества (каково отношение членов группы к лидеру, насколько выражены потребность в руководстве и опоре и потребность в автономии, каковы возникающие виды соперничества и т. д.); 3) групповые роли (роли лидера, «эксперта», «звезды», «козла отпущения» и т. д., кто доминирует, кто подчиняется, кто активен, кто пассивен, причины пассивности и т. д.); 4) сплоченность группы (привлекательность группы для отдельных ее членов, потребность участия в жизни группы, сотрудничество при реализации совместных задач, какие потребности участников группы она удовлетворяет, как воспринимаются проявления враждебности или поддержки и т. д.); 5) групповое напряжение, проявление антипатии (агрессивные чувства, причины конфликтов и способы их разрешения и т. д.); 6) актуализация прежнего эмоционального опыта и прошлых стереотипов межличностных отношений во взаимодействии с отдельными членами группы; 7) формирование подгрупп, их отношение к группе и влияние на ее деятельность; 8 ) главные виды вербальной коммуникации в группе и их содержание (вопросы, ответы, информация, выявление положительных и отрицательных эмоций, высказывание о чувствах, критика, отвергание, признание и похвала, выражение положительного отношения и т. д.).
Все элементы групповой динамики подлежат обсуждению в группе, так как в них наиболее ярко выражаются специфика системы отношений, установок, особенности поведения, ценностные ориентации и пр., и могут рассматриваться как основные темы групповых дискуссий. Обсуждение в группе—-это, по сути дела, интерпретация, которая является ведущим стилем проведения психотерапевтической группы с больными неврозами.
Все формы межличностных взаимодействий и взаимоотношений, все формы внутригрупповой интеракции, обладающие наиболее выраженным психотерапевтическим потенциалом, можно условно объединить в две основные категории: 1) предоставление эмоциональной поддержки; 2) собственно направленная психотерапевтическая коррекция. Хотя эмоциональная поддержка является неспецифическим психотерапевтическим фактором и сама по себе не ведет к достижению понимания зависимости между невротическим состоянием и особенностями личности больного, особенностями его системы отношений (что является важнейшим условием, способствующим выздоровлению), тем не менее возникающая благодаря ей атмосфера взаимной заинтересованности, доверия и понимания создает необходимые предпосылки для ослабления характерных невротических защитных механизмов. В свою очередь, это ведет к тому, что сопоставление невротических позиций, установок, отношений с реальной действительностью не влечет за собой дополнительной травматизации и дает желательный психотерапевтический эффект. Собственно эмоциональную поддержку, вероятно, вообще нельзя отнести к неспецифическим факторам в строгом смысле слова, так как эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее положительное влияние на самооценку, повышает степень самоуважения и, таким образом, оказывает корригирующее влияние на такой важнейший элемент системы отношений, каким является отношение к себе.
Основным средством реализации второй категории межличностных воздействий—направленного психотерапевтического воздействия—является конфронтация участников группы с их отношениями, проблемами и эмоциями. Такая конфронтация представляется одним из важных специфических факторов и осуществляется главным образом по механизму обратной связи между каждым из членов группы и группой как целым. Благодаря ее наличию участник группы получает информацию о том, какие эмоциональные реакции у окружающих вызывает его поведение, как он воспринимается окружением и, наоборот, в каких случаях его интерпретация эмоционального содержания межличностной ситуации оказывается неадекватной и влечет за собой столь же неадекватную реакцию. Обратная связь дает возможность участнику группы понять и оценить значение собственной роли и характерных для него межличностных конфликтов, а поскольку эта связь осуществляется в условиях реального эмоционального взаимодействия, для него в огромной степени облегчаются отказ от неадекватных эмоционально- поведенческих стереотипов и выработка навыков полноценного межличностного общения. Недооценка роли эмоционального переживания в процессе самопознания ведет к тому, что при наличии вербального понимания причин своего состояния невротик, тем не менее, не в состоянии отказаться от собственных дефектных эмоциональных стереотипов.
психологический фактор – предыдущая | следующая – групповой баланс
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание