Яндекс.Метрика

Глава 11. Групповые методы психотерапии и психокоррекции (продолжение)

В психотерапевтической группе необходимо сохранение ди­намического равновесия между тенденциями к обоим видам интеракций, которое можно назвать «групповым балансом». В случае преобладания первой из тенденций группе угрожает возможность превратиться в псевдотоварищескую неформаль­ную структуру, которая будет приятной для всех, но психоте­рапевтически совершенно бесполезной. При одностороннем доминировании тенденции к конфронтации взаимная критика перестает восприниматься как доброжелательная и конструк­тивная, обостряется защитное поведение участников группы, под угрозу ставятся групповые нормы и, в конечном счете, ее психотерапевтический характер. В зависимости от степени психотерапевтической зрелости группы и эмоциональной ситуа­ции в ней периодически возникает объективная потребность в от­носительном преобладании того или другого вида интеракции. Например, в первой фазе функционирования группы, когда ее участники еще недостаточно усвоили групповые психотера­певтические нормы, когда еще не оформилась более или менее стабильная структура, попытки психотерапевта искусственно навязать группе непосредственно корригирующую форму ин­теракции окажутся преждевременными и приведут к противо­положному результату. Точно так же при наличии четко оформ­ленных и соперничающих между собой подгрупп корригирую­щая форма интеракции может использоваться как инструмент этого соперничества. Регулирование группового баланса не но­сит спонтанного характера и требует недирективного вмеша­тельства со стороны психотерапевта. Такое вмешательство дол­жно быть дифференцированным и определяться тем, какие кон кретные формы приобретает нарушение группового баланса. Нарушение может выражаться в молчании группы, в лишенном эмоциональности теоретизировании на отвлеченные темы, в стремлении приписывать ответственность за свои невротиче­ские трудности окружению (родственникам, сотрудникам по работе и т. д.). Зачастую нарушение группового баланса на­ходит выражение в псевдотерапевтической активности группы (высказывание участников группы по очереди вместо спон­танного эмоционального обмена, выбор «козла отпущения» для создания видимости оживленной дискуссии и пр.).

Причины таких нарушений группового баланса могут быть самыми разнообразными: конфликты, возникающие между участниками группы, по не вынесенные ими на обсуждение, появление в группе новых членов (что может привести к раз­делению на «старых и «новых»), уход из группы наиболее по­пулярных ее членов п т. д. Единственно допустимым и психо­терапевтически эффективным путем разрешения такого типа ситуаций являются вскрытие причин и свободное обсуждение связанных с этим эмоций. Осуществляется это в формах, оп­ределяемых целой совокупностью групповых факторов. Обычно в таких случаях эффективным является использование раз­личных вспомогательных техник (в том числе и невербальных).

Конечная цель групповой психотерапии — коррекция нару­шенной системы отношений, неадекватных реакций и форм по­ведения, достигаемая путем направленного воздействия психо­терапевтической группы на основные компоненты отношений личности: познавательный, эмоциональный и поведенческий. Конкретные задачи в каждой из этих сфер формулируются следующим образом.

 

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере пациент дол­жен: а) осознать связь между различными психогенными фак­торами— психотравмами, конфликтными ситуациями и воз­никновением, развитием и продолжением его невротических расстройств; б) уяснить меру своего участия в возникновении, повторении и продолжении своих конфликтных и травмирую­щих ситуаций, т. е. каким образом он сам своим поведением и своими отношениями способствует этому, а также понять, каким путем можно было бы предотвратить повторение кон­фликтных ситуаций через другое поведение и другие отноше­ния; в) уловить более глубокие причины собственных пережи­ваний и способов поведения начиная с детства, а также осо­бенностей и условий формирования своей системы отношений. S. Kratochvil (1978) считает, что первая стадия не имеет большого лечебного значения, вторая представляет собой ста­дию интерперсонального осознания, третья — генетического осознания. Не всегда бывает необходимым решение всех трех этих задач, иногда достаточно интерперсонального осознания для того, чтобы пациент приобрел возможность формирования более адекватных форм поведения и через это — более адек­ватной системы отношений и установок.
  2. В эмоциональной сфере пациент может: а) в атмосфере откровенности и доверия свободно раскрыть свои проблемы с соответствующими чувствами (часто скрытыми не только для окружающих, но и от себя самого); б) получить эмоциональ­ную поддержку, необходимую для ослабления действия невро­тических защитных механизмов, стабилизации самооценки, повышения самоуважения, изменения эмоционального отноше­ния к самому себе; в) приобрести возможность осуществить эмоциональную коррекцию своих отношений, модифицировать способ переживаний и реагирования, восприятия своих отно­шений с окружающими.
  3. В сфере поведения пациент может корректировать свои неадекватные реакции и формы поведения па основании до­стижений в познавательной и эмоциональной областях. В отличие от психоаналитического направления задачей па­тогенетической групповой психотерапии является не само по себе осознание и эмоциональное отреагирование, а, как пишет В. Н. Мясищев (I960), «образование на этой основе регуля­ции потребностей, которая на высоком уровне связана с са­мовоспитанием» и, что самое главное, реализация этого нового понимания, этого нового знания, нового способа эмоциональ­ного реагирования и нового способа переживаний, этой новой системы отношений на практике, прежде всего в социальном функционировании личности.

 

 

групповая динамика – предыдущая | следующая – фазы группового психотерапевтического процесса

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание