Яндекс.Метрика

Глава 11. Групповые методы психотерапии и психокоррекции

Психологическая коррекция, так же как и психотерапия, осуществляется преимущественно в трех основных формах: индивидуальной, групповой и семейной. В нашей стране ме­тоды психотерапии и психокоррекции наиболее полно и широко разработаны В. Н. Мясищевым, Р. А. Зачепицким, Е. К- Яков­левой, Б. Д. Карвасарским, В. Е. Рожновым, И. 3. Вельвов- ским, А. Т. Филатовым, С. С. Либихом, М. Э. Телешевской, Н. Д. Лакосиной, М. Е. Бурно и др. Классификация этих мето­дов представляет значительные трудности. Наиболее прием­лемым можно считать выделение J. Alexandrowicz (1979) сле­дующих четырех их основных категорий.

  1. имеющих характер техник (дискуссия, психодрама, психогимнастика, гипноз, музыкотерапия, аутогенная трени­ровка, релаксация и т. п.);
  2. определяющих условия, в которых реализуются психо­терапевтические цели: семейная психотерапия, амбулаторная психотерапия, терапевтическое сообщество и др. (по автору, эти термины означают не какие-либо специфические приемы воздействия, а специфические условия, в которых происходит психотерапевтический процесс);
  3. представляющих разновидности инструментов воздейст­вия на пациента. Инструментом могут быть психотерапевт (ин дивидуальная психотерапия) или психотерапевтическая группа (групповая психотерапия);
  4. являющихся методами, которые автор называет «психо­терапевтическими интервенциями (вмешательствами), такими как интерпретация или кларификация, убеждение или разъяс­нение, директивное или недирективное поведение психотера­певта.

Конкретные цели, формы, методические приемы и содержа­ние психокоррекционной работы определяются еще и тем, ка­кова роль психологического фактора в происхождении тех или иных расстройств, того или иного заболевания. В зависимости от этого методы психологической коррекции могут выступать в ходе лечебно-восстановительной деятельности в качестве ос­новных или вспомогательных. Лучше всего рассмотреть методы психотерапии и психокоррекции на модели невроза, в проис­хождении которого психологический фактор и прежде всего особенности личности играют ведущую роль.

Формирование личности человека, индивидуальной системы отношений происходит в процессе взаимодействия между людьми, их общения в той или иной группе (семья, учебный или производственный коллектив, группа сверстников) и в об­ществе в целом путем последовательного усвоения характерных для этой группы целей, норм, ценностей, образцов и стереоти­пов поведения. В связи с этим логически обоснованным явля­ется использование группы с целью коррекции неадекватных отношений, установок, реакций и форм поведения. Как указы­вают Б. Д. Карвасарский и В. А. Мурзенко (1977), психотера­певтический потенциал групповых методов не ограничивается возможностью использования воздействия группы на отдельного ее участника. Если бы психотерапевтическое воздействие группы ограничивалось лишь этим феноменом, то групповые методы не имели бы никаких дополнительных механизмов коррекции по сравнению с индивидуальной психотерапией: в одном случае инструментом воздействия выступает психотерапевт, в другом — группа, и это было бы единственное различие. Групповая пси­хотерапия представляет иной аспект воздействия на внутриличностные структуры. В психотерапевтической группе каждый пациент моделирует свою реальную жизненную ситуацию, ис­пользует привычные для него стереотипы поведения, реализует характерные отношения и установки. Здесь он получает воз­можность «посмотреть на себя со стороны», понять непродук­тивный характер своего поведения и общения и в психотерапев­тической обстановке прийти к изменению нарушенных отноше­ний, приобретая навыки полноценного общения, отказываясь от невротических защитных механизмов, осваивая иные, более адекватные формы эмоционального реагирования и поведения. Таким образом, групповой психотерапевтический процесс охва­тывает не только индивидуальную проблематику пациента в ее непосредственном выражении, но и преломление индивидуаль­ных проблем в реальных отношениях, складывающихся в группе (с другими членами группы, с группой как целым, с психоте­рапевтом). Специфичность групповой психотерапии заключа­ется в осознанном и целенаправленном использовании всей со­вокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы (включая психотерапевта), т. е. происходит целенаправленное использование групповой дина­мики в лечебных целях.

А. В. Петровским и его сотрудниками (1975) разрабатыва­ется стратометрическая концепция групповой активности, пре­одолевающая односторонность зарубежных теорий групповой динамики, в рамках которых малая группа рассматривается лишь как совокупность интеракциопистских и коммуникативных актов без учета содержательной стороны деятельности группы. Концепция А. В. Петровского предполагает наличие нескольких слоев групповой активности, которые соотносятся с различными уровнями развития группы. Традиционно описываемые в запад­ной литературе параметры групповой активности, по мнению автора, относятся лишь к самому низкому уровню развития группы — к диффузной группе. Развитая группа, коллектив ха­рактеризуется иными параметрами, такими как: преобладание актов коллективистического самоопределения, цеппостно-ориеп- тационное единство, степень референтности данной группы для ее членов, эталонность коллектива и др. Использование страто- метрической концепции как методологической основы позво­ляет глубже понять специфику групповой динамики и откры­вает новые перспективы повышения эффективности групповых методов психотерапии и психокоррекции путем целенаправлен­ного воздействия на процессы формирования и развития психо­терапевтической группы.

психическая закалка – предыдущая | следующая – групповая динамика

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание