Мы считаем необходимым высказать здесь соображении, может быть и не бесспорные, о подготовке в будущем специалистов — медицинских психологов как в университетах, так и в медицинских высших учебных заведениях. Безусловно, врач, имеющий еще и психологическое образование, будет иметь преимущества в работе с больными, особенно лечебно- восстановительной или психотерапевтической. Поэтому возможен следующий вариант подготовки специалистов. Выпускник медицинского института, врач-психолог (обученный, естественно, психологии по новой расширенной программе), направляется на работу в лечебное учреждение, а выпускник университета, психолог,— или направляется в специализированное учреждение (не обязательно медицинское), занимающееся более углубленно психологической диагностикой (например, экспертизой), либо занимается преподавательской или научно- исследовательской деятельностью. (По аналогии, например, с математиками или физиками — выпускники педагогических институтов идут, как правило, на работу в школы, а лица, окончившие университеты,-—в большей степени па преподавание в вузах или на научную работу). Проект этот может быть реализован при наличии штатных должностей медицинских психологов во всех без исключения лечебно-профилактических учреждениях любого профиля. Для этого роль психолога, необходимость его деятельности должны быть понятны каждому клиницисту (терапевту, хирургу и пр.). А ведь до сих пор еще дискутируется вопрос о том, что должен делать психолог, чем его занять. Вряд ли кому-нибудь из главных врачей приходится задумываться над таким вопросом, принимая па работу к себе в учреждение, скажем, анестезиолога, логопеда или специалиста по лечебной физкультуре. Тут все ясно. А с психологами ясности пока нет. Ясность будет тогда, когда станет очевидной и ощутимой его польза в учреждениях практического здравоохранения (как очевидна польза, например, логопеда). А добиться этого можно лишь расширяя и углубляя объем работы психолога, не ограничивая его только рамками одной психодиагностики (с помощью в основном патопсихопатологических методов). Но пока положение меняется мало, и нам надо соотносить свои планы с реальностью. Видимо, при существующем положении вещей выходом из создавшейся ситуации является максимальное насыщение программы подготовки медицинских психологов в университетах клиническим содержанием, т. е. необходимо большее ознакомление их с основами психогигиены, психопрофилактики, психотерапии, социо- и трудотерапии, психологическими аспектами реабилитации (это в какой-то мере сейчас делается в Ленинградском и Московском университетах). Дальнейший путь подготовки медицинского психолога — совершенствование как его психодиагностических знаний, так и психокоррекционных умений в Институте им. В. М. Бехтерева, головном учреждении страны по медицинской психологии (что, как указывалось, делается, хотя могло бы быть организовано лучше). Что же касается врачей, то к медико-психологической работе они могут допускаться, если после окончания медицинского института пройдут специальную подготовку. Она может быть различной — специализация на кафедрах психотерапии институтов усовершенствования врачей или обучение на так называемых рабочих местах и семинарах в Институте им. В. М. Бехтерева или в других научных учреждениях. Высшей формой подготовки но медицинской психологии следует считать аспирантуру по этой специальности. Однако эта форма специализации пока развита у нас, к сожалению, крайне недостаточно.
Прочитав эту книгу, врач или психолог лучше поймут, какие требования ставит жизнь перед современными психологами, работающими в сфере здравоохранения. Попытаемся рассказать и о некоторых путях организации медико-психоло- гической помощи в нашей стране и наметить некоторые перспективы ее развития с учетом опыта работы развитых зарубежных стран, включая социалистические.
Как уже говорилось, наиболее устоявшейся формой работы медицинского психолога в нашей стране является его деятельность в психиатрических больницах. Согласно существующему положению должности медицинских психологов могут устанавливаться в этих больницах «по потребности». Но потребности, как известно, бывают разные. В одних случаях главным врачам кажется целесообразным ограничиваться психологическими лабораториями, где в штате состоят несколько медицинских психологов. Другие руководители стационарных учреждений предпочитают вводить в штатное расписание психиатрических отделений должности психолога — по одному на каждое клиническое отделение (или на 2—3). Подчиняются психологи, с одной стороны, администрации больницы, а с другой — заведующему клиническим отделением (а там, где имеется психологическая лаборатория или кабинет,— их заведующему; впрочем, существующим штатным расписанием последняя должность не предусмотрена).
программа подготовки психологов – предыдущая | следующая – диагностическая работа психолога
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание