Глава 11. Групповые методы психотерапии и психокоррекции (продолжение)

В настоящее время большинство исследователей процесса групповой психотерапии, а также практики в этой области описывают специфический фазный характер группового психо­терапевтического процесса, который обнаруживается как па уровне общегрупповых параметров, так и на уровне индивиду­ально-психологических показателей. Существование различных схем определяется как разными теоретическими ориентациями, так и различными параметрами, исследование которых послу­жило основанием для выделения определенных фаз группового психотерапевтического процесса. Однако на описательном уровне у большинства авторов в этом вопросе обнаруживается больше сходства, чем различий. Первая фаза психотерапевти­ческого процесса представляет собой момент образования группы как целого и совпадает с моментом поступления паци­ента в лечебное учреждение. Пациенты имеют различные уста­новки и ожидания по отношению к лечению: более или менее реалистичные, оптимистические или пессимистические, направ­ленные на выздоровление или амбивалентные, но практически почти для всех пациентов вначале характерны преувеличение роли фармакотерапии и симптоматических методов лечения, стремление перенести ответственность за результаты лечения на врача, непонимание значения собственной активной роли в достижении выздоровления, ожидание от врача директивной роли руководителя. Такие установки проявляются и выражаются в надежде на различного рода направляющие инструкции психо­терапевта. Не соответствующее ожиданиям пациентов поведение психотерапевта может вызвать тревогу у членов группы и соз­дает в ней довольно высокий уровень напряжения. Зачастую можно выделить начальный период этой фазы, носящий иной характер и представляющий собой период псевдосплоченности. Если группа состоит из достаточно активных пациентов, имею­щих сходный социальный статус, близкие проблемы, то пе­риод предварительного знакомства (представление пациентов в группе, когда каждый из участников группы коротко рас­сказывает о себе), занимающий обычно в целом 30—40 мин на первом занятии, может растянуться на несколько занятий и превратиться в длительный рассказ пациента, направленный на «драматизацию», на утрированное подчеркивание объектив­ных причин своего заболевания. На этом фоне порой формиру­ется псевдосплоченность, препятствующая выработке психоте­рапевтических групповых норм. Псевдосплоченность может сформироваться и на другой основе: например, какому-либо из членов группы отводится роль «козла отпущения», на кото­ром длительное время непродуктивным образом концентриру­ется внимание группы. Однако группа, развитие которой ха­рактеризуется наличием такого периода, неизбежно приходит к разочарованию в этой позиции и пониманию ее непродуктив­ности. Задача психотерапевта в этот период заключается в том, чтобы помочь группе вскрыть подлинный смысл этой ситуации, показать ее защитный характер, сходность с позициями паци­ентов в реальной жизни, ее конфликтогенность и непродуктив­ность в реальном жизненном общении и функционировании. Выход из этой ситуации сопровождается повышением уровня напряжения в группе. Однако группа приобретает опыт анализа и понимания возникающих в ней отношений.

Вторая фаза группового психотерапевтического процесса характеризуется высоким уровнем напряженности. Если в пер­вой фазе, испытывая напряжение, члены группы ведут себя чаще всего пассивно, обнаруживая лишь свои ожидания по от­ношению к активности психотерапевта, то во второй фазе на­пряжение может становиться более активным, аффективно за­ряженным, даже с некоторыми агрессивными тенденциями. В таких случаях агрессивные чувства, переживаемые членами группы, могут направляться на психотерапевта, как на чело­века, якобы оторванного от группы, не желающего ей помочь, плохо, по мнению пациентов, справляющегося со своими обя­занностями. Однако группа не всегда открыто выражает свои чувства по отношению к психотерапевту, поскольку часто рас­сматривает его как официальное лицо, стоящее «вне критики», выражение агрессивных чувств к которому является «запрет­ным». Тогда в качестве объекта приложения этих чувств мо­жет быть выбран кто-либо из пациентов либо сам метод лече­ния, как бы безотносительно к психотерапевту. Важно в этот период, чтобы члены группы вербализовали свои переживания относительно психотерапевта и своих ожиданий по отношению к нему.

Анализ сложившейся в группе ситуации определяет начало третьей фазы групповой психотерапии, в процессе которой на­чинаются структурирование группы, выработка норм и целей. Возникают активность, самостоятельность и ответственность членов группы в отношении себя самого и группы в целом. Формируется сплоченность, которая является важнейшим усло­вием функционирования психотерапевтической группы. Совмест­ная деятельность по разрешению кризисной ситуации, в кото­рой большинство пациентов испытывали сходные чувства и разрешали ситуацию сходным путем, совместная выработка групповых норм делает для пациентов более естественным про­цесс принятия групповой «культуры». Таким образом, у пациен­тов развиваются чувство принадлежности к группе, ответствен­ность за ее функционирование. В ответ пациент получает приз­нание группы, что оказывает в дальнейшем большое влияние на изменение самооценки и повышение степени самоуважения, а это, в свою очередь, увеличивает привлекательность группы для каждого отдельного пациента и способствует дальнейшему развитию групповой сплоченности.

 

групповой баланс – предыдущая | следующая – групповая дискуссия

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание