В настоящее время большинство исследователей процесса групповой психотерапии, а также практики в этой области описывают специфический фазный характер группового психотерапевтического процесса, который обнаруживается как па уровне общегрупповых параметров, так и на уровне индивидуально-психологических показателей. Существование различных схем определяется как разными теоретическими ориентациями, так и различными параметрами, исследование которых послужило основанием для выделения определенных фаз группового психотерапевтического процесса. Однако на описательном уровне у большинства авторов в этом вопросе обнаруживается больше сходства, чем различий. Первая фаза психотерапевтического процесса представляет собой момент образования группы как целого и совпадает с моментом поступления пациента в лечебное учреждение. Пациенты имеют различные установки и ожидания по отношению к лечению: более или менее реалистичные, оптимистические или пессимистические, направленные на выздоровление или амбивалентные, но практически почти для всех пациентов вначале характерны преувеличение роли фармакотерапии и симптоматических методов лечения, стремление перенести ответственность за результаты лечения на врача, непонимание значения собственной активной роли в достижении выздоровления, ожидание от врача директивной роли руководителя. Такие установки проявляются и выражаются в надежде на различного рода направляющие инструкции психотерапевта. Не соответствующее ожиданиям пациентов поведение психотерапевта может вызвать тревогу у членов группы и создает в ней довольно высокий уровень напряжения. Зачастую можно выделить начальный период этой фазы, носящий иной характер и представляющий собой период псевдосплоченности. Если группа состоит из достаточно активных пациентов, имеющих сходный социальный статус, близкие проблемы, то период предварительного знакомства (представление пациентов в группе, когда каждый из участников группы коротко рассказывает о себе), занимающий обычно в целом 30—40 мин на первом занятии, может растянуться на несколько занятий и превратиться в длительный рассказ пациента, направленный на «драматизацию», на утрированное подчеркивание объективных причин своего заболевания. На этом фоне порой формируется псевдосплоченность, препятствующая выработке психотерапевтических групповых норм. Псевдосплоченность может сформироваться и на другой основе: например, какому-либо из членов группы отводится роль «козла отпущения», на котором длительное время непродуктивным образом концентрируется внимание группы. Однако группа, развитие которой характеризуется наличием такого периода, неизбежно приходит к разочарованию в этой позиции и пониманию ее непродуктивности. Задача психотерапевта в этот период заключается в том, чтобы помочь группе вскрыть подлинный смысл этой ситуации, показать ее защитный характер, сходность с позициями пациентов в реальной жизни, ее конфликтогенность и непродуктивность в реальном жизненном общении и функционировании. Выход из этой ситуации сопровождается повышением уровня напряжения в группе. Однако группа приобретает опыт анализа и понимания возникающих в ней отношений.
Вторая фаза группового психотерапевтического процесса характеризуется высоким уровнем напряженности. Если в первой фазе, испытывая напряжение, члены группы ведут себя чаще всего пассивно, обнаруживая лишь свои ожидания по отношению к активности психотерапевта, то во второй фазе напряжение может становиться более активным, аффективно заряженным, даже с некоторыми агрессивными тенденциями. В таких случаях агрессивные чувства, переживаемые членами группы, могут направляться на психотерапевта, как на человека, якобы оторванного от группы, не желающего ей помочь, плохо, по мнению пациентов, справляющегося со своими обязанностями. Однако группа не всегда открыто выражает свои чувства по отношению к психотерапевту, поскольку часто рассматривает его как официальное лицо, стоящее «вне критики», выражение агрессивных чувств к которому является «запретным». Тогда в качестве объекта приложения этих чувств может быть выбран кто-либо из пациентов либо сам метод лечения, как бы безотносительно к психотерапевту. Важно в этот период, чтобы члены группы вербализовали свои переживания относительно психотерапевта и своих ожиданий по отношению к нему.
Анализ сложившейся в группе ситуации определяет начало третьей фазы групповой психотерапии, в процессе которой начинаются структурирование группы, выработка норм и целей. Возникают активность, самостоятельность и ответственность членов группы в отношении себя самого и группы в целом. Формируется сплоченность, которая является важнейшим условием функционирования психотерапевтической группы. Совместная деятельность по разрешению кризисной ситуации, в которой большинство пациентов испытывали сходные чувства и разрешали ситуацию сходным путем, совместная выработка групповых норм делает для пациентов более естественным процесс принятия групповой «культуры». Таким образом, у пациентов развиваются чувство принадлежности к группе, ответственность за ее функционирование. В ответ пациент получает признание группы, что оказывает в дальнейшем большое влияние на изменение самооценки и повышение степени самоуважения, а это, в свою очередь, увеличивает привлекательность группы для каждого отдельного пациента и способствует дальнейшему развитию групповой сплоченности.
групповой баланс – предыдущая | следующая – групповая дискуссия
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание