Что же касается сравнения самих вопросников Айзенка и Кеттела, то описание индивида с помощью многофакторного вопросника Кеттела, конечно, предоставляет возможности получения гораздо большего количества важной информации, чем вопросник Айзенка, который дает оценку только по двум-трем переменным. К характеристике личности по Айзенку могут быть привлечены еще и «черты» круга Айзенка (в соответствии с показателями испытуемого по двум основным переменным, если оценки по ним находятся достаточно близко к периферии круга). Возможно также выделение некоторых, указываемых автором, первичных черт из вопросов EPI или PEN, однако их сравнительно небольшое количество да и то, что они не были заранее дифференцированы с этой целью, не обеспечивают характеристику «первичных» черт личности с той полнотой и систематичностью, как вопросник Кеттела. Таким образом, если говорить о возможности представления личности испытуемого как многоуровневой структуры, то преимущество вопросника Кеттела перед вопросником Айзенка становится совершенно явным.
Мы остановились здесь на вопросниках Кеттела и Айзенка более подробно потому, что нередко встречаются случаи (даже в публикациях) неграмотного их применения, а чаще —непонимания необходимости чрезвычайной осторожности выводов, которые можно делать на основе их использования ввиду незавершенности их адаптации.
Миннесотский многомерный личностный перечень, или MMPI,— еще один очень известный и широко используемый, особенно в медицинской психологии, вопросник. Если вопросники Кеттела и Айзенка построены на основе «внутренних» критериев, т. е. факторного анализа, исходящего из корреляций между различными свойствами личности, то для создания MMPI были выбраны «внешние» критерии — ответы испытуемых определенных клинических групп (согласие или несогласие их с определенными утверждениями, которых в MMPI всего 550). MMPI был предложен в 40—50-х годах. S. Hathaway и J. Мс-Kinley (1951), клиническим психологом и психиатром Миннесотского университета. Предназначенный для измерения «всех наиболее важных параметров личности», этот тест был вначале ориентирован прежде всего на клинический диагноз, т. е. предполагалось, что, будучи построенным на ответах пациентов, клинические диагнозы которых устанавливались авторитетной комиссией из психиатров (с их помощью больные были подобраны по основным психопатологическим группам согласно нозологической классификации Крепелина), вопросник может быть использован в последующем для диагностики соответствующих пациентов и групп. Однако это ожидание не оправдалось, особенно в отношении отдельных шкал вопросника. Выше оказались диагностические возможности всего «профиля личности», построенного на основе оценок испытуемого по всем так называемым основным, или базисным, шкалам, хотя интерпретация такого профиля оказалась делом достаточно сложным, требующим и опыта, и известного искусства интерпретатора. Вместе с тем вскоре выяснилось, что вопросник может иметь большую ценность как для характеристики личности испытуемого, так и для оценки его состояния, причем, что особенно важно, его можно применять к одному и тому же испытуемому практически сколько угодно раз, фиксируя изменения состояния в динамике, при этом надежность его в характеристике личности будет только повышаться, так как появится возможность дифференцировать то, что определяется состоянием или каким-либо воздействием, от постоянно присущих данному индивиду свойств. Все это привело к тому, что вопросник завоевал большую популярность и количество публикаций, посвященных ему, стало быстро нарастать, перевалив уже к началу 60-х годов за тысячу, в настоящее время их значительно более 2 тысяч.
Адаптация MMPI у нас в стране началась в середине 60-х годов. Первыми были публикации Ф. Б. Березина и М. П. Мирошникова (1967, 1969). Модифицированный ими вариант MMPI они ограничили 384 утверждениями (только теми, которые входят в 10 базисных и 3 контрольных шкалы). Проведена рестандартизация теста на отечественной норме, и хотя группа стандартизации не очень велика (250 мужчин и 250 женщин), но отбор испытуемых производился более строго и систематически, чем это делали авторы оригинального теста. Получены новые стандарты, отличающиеся от американских (следует сказать, что сравнение результатов рестандартизации MMPI в ГДР и Венгрии, опыт работы с методикой у нас в стране —- независимые данные, полученные в Москве, Ленинграде и Каунасе, так же как данные Ф. Б. Березина и М. П. Мирошннкова, свидетельствует об их большей близости между собой, чем с американскими стандартами). Оригинальная и хорошо обоснованная интерпретация шкал MMPI, предложенная Ф. Б. Берсзнпым и М. П. Мирошниковым, выгодно отличается от сугубо эмпирической и несколько эклектической системы интерпретации американских авторов цельностью, вытекающей из единого принципа этой интерпретации, а именно — оценки профиля с точки зрения адаптированное личности или нарушений ее адаптации. Главными симптомами и признаками нарушения адаптации, преобразующими основные шкалы и весь профиль MMPI, рассматриваются тревога и депрессивные тенденции как субъективное отражение нарушения психологического и психофизиологического равновесия, механизм психического стресса, лежащего в основе большей части психопатологических проявлений [Бсрезин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В., 1976]. В соответствии с этой концепцией шкалы и интерпретируются, и переименовываются: шкала 1 (Hs — «ипохондрия»)— в шкалу «соматизации тревоги», шкала 3 (Ну «истерия») — в шкалу «вытеснения факторов, вызывающих тревогу», шкала 7 (Pt — «психастения») — в шкалу «фиксации тревоги и ограничительного поведения», шкала 9 (Ма — «гипома-нпя») —в шкалу «отрицания тревоги и гипоманиакальных тенденций». Остальные шкалы также рассматриваются с точки зрения разных форм модификации поведения, вызываемых эмоциональным напряжением вследствие нарушения адаптации. Тщательная стандартизация и оригинальная интерпретация делают «Методику многостороннего исследования личности», как назвали свою модификацию авторы, цепным инструментом психодиагностики, что они и демонстрируют на примерах использования ее в психофармакологии и психофизиологии, а также при психогигиенических исследованиях студентов (в том же издании). К недостаткам этого вопросника следует отнести его сокращенную форму (что, впрочем, в некоторые случаях, например ограниченного времени обследования, может обернуться и достоинством). Однако это закрывает возможность использования пли создания новых, так называемых дополнительных, шкал MMPI, которые могут оказаться очень полезными для характеристики некоторых свойств личности как в норме, так и при патологии. Другим недостатком, на наш взгляд, является изменение формы утверждений от первого лица (как в оригинале) в форму второго лица, что может снизить «проективный» характер утверждений испытуемого.
вопросник EPI – предыдущая | следующая – методика определения уровня невротизации и психопатизации
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание