Методики нейропсихологического исследования детей (продолжение)

 Переработка зрительно-пространственной информации

25. Проба Хэда. Проба направлена на исследование возможности восприятия и воспроизведения нужного положения рук в пространст­ве, сформированности «схемы тела».

Процедура проведения пробы. Психолог демонстрирует опреде­ленное положение рук в пространстве, а ребенок повторяет их.

Инструкция для заданий 1-3: «Сейчас я буду тебе показывать движения, а ты повторяй, как я». Далее психолог демонстрирует пер­вые 3 позы (выбор руки за ребенком):

1) тыл правой руки к подбородку;

2)  левая рука держит правый кончик правой брови;

3)  тыл правой руки к правой щеке.

Инструкция для заданий 4-6: «Сейчас то, что я буду делать пра­вой рукой, то и ты делай правой рукой (психолог ставит на локоть правую руку и ждет выполнения действия ребенком, при необходи­мости помогая ему вопросом: «Где у тебя правая рука»), а то, что я буду делать левой рукой, то и ты — левой» (психолог поднимает ле­вую руку и проверяет усвоение инструкции):

4)   левая рука держит мочку правого уха (если задание 4 выпол­нено с «зеркальными» ошибками, то инструкция повторяется еще раз);

5)  правая ладонь к левой щеке;

6)  тыл левой руки к левой щеке.

Инструкции для заданий 7-9: «Ты молодец, стараешься. А теперь будем работать двумя руками. Будь внимательнее».

Если предыдущие 3 пробы выполнены неверно, пробы 7-9 не предлагаются.

7)  левая рука к правой щеке, правый тыл руки под левый локоть;

8)  тыл левой руки на правый вертикальный кулак;

9)   левая рука держит мочку правого уха, тыл правой руки на ле­вой щеке.

26. Конструктивный праксис (копирование с поворотом на 180°). Проба направлена на исследование возможности зрительно-пространственной перешифровки на 180° графического изображения. Дан­ная проба также позволяет оценить возможности произвольной регу­ляции деятельности.

Процедура проведения пробы. Проба включает копирование 4-х фигур. Психолог, сидящий напротив ребенка, на листе А4 рисует ли­нию, разделяющую лист пополам, и говорит: «Сейчас мы с тобой бу­дем играть в «перевертыши». Это будет твоя половина листа, а это моя. Я нарисую человечка, и ты нарисуешь человечка». Рисуется симметричная фигура человека с головой и ногами. «И ты нарисуй». На этом этапе ребенок осваивает перешифровку вверх-вниз. «Я спра­ва нарисую руку и в руке флажок. И ты справа нарисуй в руке фла­жок». Если ребенок нарисовал зеркально, ему говорят: «Где у тебя право? Нарисуй флажок справа». После того как ребенок справился с изображением человечка, ему подытоживают правила перевертыва­ния: «Ты совершенно правильно сделал: у меня ноги нарисованы вни­зу и у тебя — внизу. Ты перевернул. У меня флажок справа и у тебя флажок справа. Ты тоже перевернул. Итак, будь внимателен, не забы­вай переворачивать, как ты делал сейчас». При ошибках перешифров­ки во втором рисунке инструкция повторяется, но только 1 раз.

Образцы:

27. Кубики Кооса. Проба направлена на исследование возможно­сти восприятия и воспроизведения определенной фигуры из кубиков. 4 грани кубиков окрашены в один из четырех цветов (белый, красный, Желтый, синий), 2 грани поделены диагональю и окрашены в белый и красный цвет, а также желтый и синий цвет.

Процедура проведения пробы. Проба включает в себя 4 задания: 2 простых и 2 более сложных, где границы узора не совпадают с гра­ницами кубиков. Ребенку предъявляют набор из 6 кубиков и объяс­няют, что все кубики одинаковые. После этого предъявляется карточ­ка с образцом.

Инструкция: «Сложи из кубиков узор такой же, как на образце».

Карточки предъявляются последовательно. Фиксируется время вы­полнения каждой фигуры. Если ребенок в течение 1 минуты не склады­вает первый и/или второй образец, ему задают наводящие вопросы («Ку­да смотрит этот уголок»). Если ребенок в течение 1 минуты не склады­вает третий и/или четвертый образец, то ему предлагают дополнитель­ные карточки, а по истечении 1 минуты задают наводящие вопросы.

Сокращенный вариант исследования предполагает, что психолог не дает организующую помощь и дополнительные карточки, а время выполнения ограничивается: для 1-2 фигур 1 минутой, для 3-4 фи­гур — 1,5 мин.

Переработка зрительной информации – предыдущая | следующая – Зрительно-пространственные функции

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при личных проблемах