/     /  
Глава 3. Вопросники как метод исследования личности (продолжение)

Глава 3. Вопросники как метод исследования личности (продолжение)

Вопросник EPI имеет две параллельные, эквивалентные формы — А и В, которые могут применяться одновременно, для большей достоверности ре­зультатов, или раздельно с интервалом во времени, для проверки надежно­сти вопросника путем ретестирования или для исследований в динамике. Айзенком (вместе с его супругой) были созданы варианты этого вопросника для подростков и детей, также имеющие по две параллельные формы (одна из них была адаптирована у нас Л. Ю. Панасюком, 1977).

Средняя оценка 12±2 балла (по одной из форм EPI) яв­ляется как бы идеальной гипотетической средней, которая может быть получена на очень большой выборке испытуемых разного пола, возраста, образования, профессии и т. п., но мо­жет и колебаться, если соответствующие группы испытуемых будут рассматриваться отдельно. Так, Айзенком и его сотруд­никами приводятся средние в зависимости от пола, возраста, профессии и других особенностей обследуемых групп. Согласно этим данным, женщины имеют более высокие оценки (хотя раз­личие невелико) по нейротизму (нестабильности) и более низ­кие — по экстраверсии. Более молодые испытуемые обоего пола имеют более высокие оценки и по экстраверсии, и по нейро­тизму (нестабильности). Есть различия, зависящие от уровня образования и профессии. Особый интерес представляют разли­чия, полученные на клинических группах. Айзенк приводит дан­ные больных неврозами; они имеют более высокие, чем здоро­вые испытуемые, оценки по нейротизму (нестабильность) и раз­личаются по шкале экстраверсии — интроверсии. Так, «дистимические группы» («тревога, обсессии, фобии, реактивная деп­рессия») имеют низкие оценки по шкале экстраверсии — интро­версии и попадают на схеме Айзенка в левый верхний квадрант («меланхолики»), а истерики и психопаты (Айзенк не уточняет тип психопатии) получают более высокие оценки по экстравер­сии и попадают в верхний правый квадрант («холерики»), хотя Айзенк указывает, что и их оценка по этой шкале несколько ниже, чем у здоровых. Аналогичные данные, свидетельствую­щие о том, что невротизация сопровождается или приводит к уменьшению экстравертированности и увеличению нестабиль­ности, были получены и по адаптированному варианту EPI на («делении неврозов и психотерапии Института им. В. М. Бехте­рева. О больных психозами Айзенк сообщает, что они по шкале нестабильности—стабильности занимают место, промежуточное между больными неврозами и здоровыми, причем больные шизофренией ближе к этой шкале к здоровым, а МДП — к больным неврозами. Психотизм, выделенный под влиянием работ Кречмера как особый параметр личности уже в ранних работах Айзенка [Eysenck П. J., 1952], был впоследствии введен им как третий фактор в описанную выше модель личности. Он ортогонален первым двум (его можно представить как перпен­дикуляр к точке пересечения факторов экстраверсии — интро­версии и нестабильности" стабильности); таким образом, мо­дель становится уже не плоскостной, а объемной, «круг» пере­ходит в «шар».

Добавление шкалы психотизма к шкалам EPI привело к появлению но­вого вопросника PEN (1968), также предназначенного для широкого иссле­дования нормы и патологии, так как Айзенк свойство «психотизма» не счи­тает дискретным и принадлежащим только патологии, но рассматривает и его как непрерывное (в континууме норма—психотизм), полагая, что иссле­дование его может быть полезным при изучении групп с делипквептпым по­ведением, преступников, а также других проблем, пограничных между нор­мой и патологией. Этот последний вариант вопросника Айзенка не получил у нас распространения, в то время как EPI используется достаточно ши­роко, особенно при исследовании приспособления человека к различным ус­ловиям деятельности в экстремальных ситуациях, в спорте и т. п., хотя сле­дует сказать, что адаптация обеих форм (А и В) вопросника EPI, начатая у нас в стране в Институте им. В. М. Бехтерева (1970, 1974), далеко не завершена и требует дальнейшей работы.

В. С. Магун (1973) приходит к правильному выводу, что «реальные факторные модели индивидуально-типических осо­бенностей, предложенные Айзенком и Кеттелом, не исключают, но дополняют друг друга, располагаясь на разных уровнях обобщенности».

Интересно, что факторный анализ, примененный в 1959 г. Кессельбаумом, Кучем и Слетером и к совсем другому, не фак­торному по своему происхождению вопроснику, а именно MMPI, позволил авторам построить модель, очень близкую к модели личности Айзенка (схема 4, приводимая по N. Sanocki, 1976).

 width=

Если принять, что фактор слабость эго-сила эго на этой схеме близок фактору нестабильности-стабильности, можно увидеть в ней зеркальное отражение модели Айзенка, где в тер­минах типов темперамента верхний левый квадрант будет со­ответствовать «холерику», верхний правый—«меланхолику», нижний левый — «сангвинику», а нижний правый — «флегма­тику».

Подобное факторно-аналитическое исследование структуры вопросника MMPI было проделано В. И. Галуновым, Б. X. Ма­йоровым и Е. А. Устинович (1978). Они также обнаружили сходство выделенных ими факторов с факторами Айзенка и вто­ричными факторами Кеттела. Ссылаясь также на работу В. С. Мерлина и И. М. Палея (1975), они заключают, что можно предположить, что факторная структурно-описательная модель личности, представляя собой иерархическую систему факторов, в качестве обобщающих должна включать в себя фактор интроверсии—экстраверсии и фактор, объединяющий показатели эмоциональности.

круг Айзенка - предыдущая | следующая - Миннесотский многомерный личностный перечень

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание


Фотогалерея

Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)