/     /  
Глава 2. Основные принципы и методы психологического исследования "внутренней картины болезни"

Глава 2. Основные принципы и методы психологического исследования "внутренней картины болезни"

В центре внимания проблемы «внутренней картины болезни» (ВКБ) находится психология личности больного. Однако эта проблема имеет не только медицинские и психологические ас­пекты. ВКБ в одних случаях играет роль оптимизатора, опре­деляющего поведение, направленное на преодоление болезни, в других — формирует пессимистические прогнозы, сопровож­даемые отрицательными эмоциями.

Не только выраженность органических и функциональных нарушений, но и особенности личности, степень осознания и пе­реживания болезни влияют на формирование структуры ВКБ. Большое значение имеют также социальный статус личности больного, его роль в семейных и служебных отношениях, сте­пень его трудоспособности, общественное положение, ценност­ные ориентации, вынужденное болезнью ограничение поведе­ния, сужение интерперсональных связей, снижение жизненной перспективы и т. д., которые могут создавать дополнительные, помимо самой болезни, стрессовые ситуации, накладывают свой отпечаток на структуру психологических перестроек лич­ности больного, что следует учитывать при его реабилитации. Снижение его социального положения может явиться мощным психологическим фактором, создающим нежелательные пере­стройки в структуре ВКБ, в частности невротического генеза, которые в дальнейшем могут фиксироваться.

Наличие неадекватно сформированной ВКБ может опосре­дованно отрицательно влиять на течение и исход заболевания, создавать серьезные трудности во взаимоотношениях в семей­ной и общественной жизни, становиться тормозом для реали­зации сложных жизненных программ личности, а иногда — способствовать изменению (уплощению) самой личности, раз­витию внутренних конфликтов различного плана и даже тяже­лой невротизации.

Комплексная работа по перестройке ВКБ очень сложна. При этом большое значение, наряду с психологической кор­рекцией, имеет фармакотерапия. В последнее время можно от­метить увлечение транквилизаторами и антидепрессантами. Между тем транквилизаторы снимают остроту многих проб­лем, стоящих перед больным. Эти проблемы могут казаться ему сверхоблегченными, и в этом таится возможность срыва. Понимание ВКБ помогает врачу найти нужную тактику в ра­боте с больным, в выборе определенных форм лечения. Однако при этом нужно знать, на какие звенья ВКБ можно опираться в психотерапевтической беседе, а какие поведенческие реакции больного следует корригировать лекарственными средствами. ВКБ занимает также центральное место при решении вопросов об аггравации, симуляции, диссимуляции, ятрогении, экспертизе и в деонтологическом подходе врача. Степень адекватности ВКБ объективной картине заболевания может быть различ­ной. Каждый случай ее неадекватности требует специального анализа.

Являясь психологическим образованием, ВКБ имеет опре­деленный нейрофизиологический базис. Правильные и совре­менные представления о нем облегчают подход к пониманию ВКБ. Важно учитывать, что некоторые черты ВКБ могут быть связаны с особенностями или патологией структурно-функци­ональной организации мозга. Учение о ВКБ — это мультидисциплинарная проблема, в каждой области которой имеется множество вопросов, решение которых явится основой понима­ния психологии личности больного человека.

Проблема теоретического моделирования ВКБ. В психоло­гическом плане ВКБ может рассматриваться как элемент са­мосознания, сформированный в результате самопознания. Ее можно рассматривать также как сложный комплекс представ­лений, переживаний и идей, своеобразно отражающих в пси­хике больного патологические изменения процессов жизнеде­ятельности организма и связанные с ними условия существо­вания личности, определяемые патологией. Об изменениях в  структуре  личности  больного  человека   было  известно уже врачами древнего мира, и в трудах встречаются такие высказывания, которые, говоря современным языком можно рассматривать как элементарные попытки моделирования ВКБ. В конце прошлого века Вернике и Лихтгейм продолжили модели синдрома афазии, и в начале текущего столетия Фрейд создал оригинальную, но не убедительную модель невроза. Имелись и другие попытки моделирования изменений психической структуры личности при различных заболеваниях, например, неврозах, психозах и др. Однако лишь в первой трети текущего столетия была создана первая модель ВКБ, авторами которой являлись немецкий невропатолог A. Goldscheider (1929) и советский терапевт Р.А. Лурия (1935). Это в известной мере элементарная модель ВКБ, отражающая лишь некоторые психологические перестройки в структуре личности больного.

психологическое наблюдение - предыдущая | следующая - модель внутренней картины болезни

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)