Глава 8. Психологические методы исследования при локально-органических поражениях головного мозга (продолжение)

Специальный класс задач решается в экспериментальной нейропсихологии с помощью современных электронно-оптиче­ских тахистоскопов [Меерсон Я. А., 1969, 1975, 1981; Зальц­ман А. Г., 1981, и др.]. Исследование операций, связанных с узнаванием сообщений в зрительных каналах связи, исполь­зование при этом маскирующего шума, короткой экспозиции стимулов (до 100 мке), подач сигналов одновременно по не­скольким каналам с возможностью тонкой регулировки паузы между   стимулами   и  стирающим  изображением, вариантов с подачей стимулов в правом и левом полях зрения (соответ­ственно в левую или правую гемнеферу), синхронной регист­рацией времени двигательной реакции испытуемого и многие другие приемы исследования дают возможность диагностиро­вать слабоструктурированные дефекты затылочных, теменно-затылочпых, височных областей доминантной и субдоминантной по речи гемисферы. Особенно четкую топико-дпагностическую направленность имеют исследования зрительной оперативной памяти, выполняемые с помощью тахистоскопа. В настоящее время используются тахистоскопы уже 6-го поколения[1], напри­мер дпухканальпып электронно-оптический тахистоскоп ТЭО-6 (рис. 15), дающий возможность показывать изображения с экс­позицией от 0,1 до 100 мс (с шагом 0,1 мс). Наличие 9 про­грамм позволяет предъявлять как одиночные, так и парные изображения в разных полях зрения, при различной экспози­ции и длительности пауз между сигналами, с предшествующей, последующей или двойной маскировкой, па фоне помех и т. д. Прибор снабжен выходом па головные телефоны, позволяю­щим проводить аналогичные исследования для слуховой мо­дальности. Автоматическая регуляция смены кадров обеспечи­вает заданный режим работы.

Приводим кратко некоторые из многих экспериментально-психологических приемов исследования, проводимых с помо­щью ТЭО-6.

1. Обнаружение относительно простого и сложного стимулыюго мате­риала при обычной и малой длительности экспозиции.

2. Выделение сигнала из шума разной интенсивности (строго дозированное сочетание черно-белых элементов, синтезированных ЭВМ).

3. Парное различение вербализуемых и невербализуемых стимулов, предъ­являемых одновременно или последовательно, без маскировки и с маскиров­кой, на фоне помех, в различных временных параметрах и т. д.

4.  Исследование кратковременной памяти испытуемых с помощью раз­личных типов изображений: вербализуемых, невербаллзуемых, эмоционально- индифферентных и выразительных лиц и др.

5.  Исследование механизмов функционального взаимодействия и асим­метрии полушарий мозга на примере зрительного опознания стимулов, пода­ваемых унн- или билатерально. Характер стимулов, время их экспозиции могут широко меняться и зависимости от задачи исследования. Существует, помимо этого, большое число задач, решение которых с помощью тахистоскопов может быть полезно в топической диагностике локальных поражений мозга.

Из других технических систем, разработанных, но еще жду­щих апробации в экспериментальных исследованиях, можно отметить прибор под условным названием «Оптикоаудиотестер» — портативное устройство, предназначенное для автома­тической подачи слуховых и зрительных стимулов, одновре­менно или последовательно, в широком диапазоне их пси­хофизических характеристик. Прибор найдет применение в исследовании восприятия, памяти, процессов принятия реше­ния, системы «стимул — реакция» и др., актуальных для диаг­ностики, экспертизы, профотбора и т. п.

Непосредственное значение для нейропсихологии имеют также комплексы аппаратуры для исследования пространст­венного слуха [Альтман Я. А., Бару А. В., 1981], пространст­венного зрения и движения глаз. Так, разработан «монитор глазных движений» — портативное устройство для бесконтакт­ной фотоэлектрической регистрации глаз в процессе психиче­ской деятельности. Создаются и некоторые другие приборы, использование которых в нейропсихологии позволит повысить точность и надежность диагностического процесса.

 

___________________________

[1] Разработка и изготовление приборов осуществляются в лечебно-про­изводственном комбинате института имт В. М. Бехтерева.

слуховые расстройства – предыдущая | следующая – тест Бентона

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание