/     /  
Глава 8. Психологические методы исследования при локально-органических поражениях головного мозга (продолжение)

Глава 8. Психологические методы исследования при локально-органических поражениях головного мозга (продолжение)

Специальный класс задач решается в экспериментальной нейропсихологии с помощью современных электронно-оптиче­ских тахистоскопов [Меерсон Я. А., 1969, 1975, 1981; Зальц­ман А. Г., 1981, и др.]. Исследование операций, связанных с узнаванием сообщений в зрительных каналах связи, исполь­зование при этом маскирующего шума, короткой экспозиции стимулов (до 100 мке), подач сигналов одновременно по не­скольким каналам с возможностью тонкой регулировки паузы между   стимулами   и  стирающим  изображением, вариантов с подачей стимулов в правом и левом полях зрения (соответ­ственно в левую или правую гемнеферу), синхронной регист­рацией времени двигательной реакции испытуемого и многие другие приемы исследования дают возможность диагностиро­вать слабоструктурированные дефекты затылочных, теменно-затылочпых, височных областей доминантной и субдоминантной по речи гемисферы. Особенно четкую топико-дпагностическую направленность имеют исследования зрительной оперативной памяти, выполняемые с помощью тахистоскопа. В настоящее время используются тахистоскопы уже 6-го поколения[1], напри­мер дпухканальпып электронно-оптический тахистоскоп ТЭО-6 (рис. 15), дающий возможность показывать изображения с экс­позицией от 0,1 до 100 мс (с шагом 0,1 мс). Наличие 9 про­грамм позволяет предъявлять как одиночные, так и парные изображения в разных полях зрения, при различной экспози­ции и длительности пауз между сигналами, с предшествующей, последующей или двойной маскировкой, па фоне помех и т. д. Прибор снабжен выходом па головные телефоны, позволяю­щим проводить аналогичные исследования для слуховой мо­дальности. Автоматическая регуляция смены кадров обеспечи­вает заданный режим работы.

 width=

Приводим кратко некоторые из многих экспериментально-психологических приемов исследования, проводимых с помо­щью ТЭО-6.

1. Обнаружение относительно простого и сложного стимулыюго мате­риала при обычной и малой длительности экспозиции.

2. Выделение сигнала из шума разной интенсивности (строго дозированное сочетание черно-белых элементов, синтезированных ЭВМ).

3. Парное различение вербализуемых и невербализуемых стимулов, предъ­являемых одновременно или последовательно, без маскировки и с маскиров­кой, на фоне помех, в различных временных параметрах и т. д.

4.  Исследование кратковременной памяти испытуемых с помощью раз­личных типов изображений: вербализуемых, невербаллзуемых, эмоционально- индифферентных и выразительных лиц и др.

5.  Исследование механизмов функционального взаимодействия и асим­метрии полушарий мозга на примере зрительного опознания стимулов, пода­ваемых унн- или билатерально. Характер стимулов, время их экспозиции могут широко меняться и зависимости от задачи исследования. Существует, помимо этого, большое число задач, решение которых с помощью тахистоскопов может быть полезно в топической диагностике локальных поражений мозга.

Из других технических систем, разработанных, но еще жду­щих апробации в экспериментальных исследованиях, можно отметить прибор под условным названием «Оптикоаудиотестер» — портативное устройство, предназначенное для автома­тической подачи слуховых и зрительных стимулов, одновре­менно или последовательно, в широком диапазоне их пси­хофизических характеристик. Прибор найдет применение в исследовании восприятия, памяти, процессов принятия реше­ния, системы «стимул — реакция» и др., актуальных для диаг­ностики, экспертизы, профотбора и т. п.

Непосредственное значение для нейропсихологии имеют также комплексы аппаратуры для исследования пространст­венного слуха [Альтман Я. А., Бару А. В., 1981], пространст­венного зрения и движения глаз. Так, разработан «монитор глазных движений» — портативное устройство для бесконтакт­ной фотоэлектрической регистрации глаз в процессе психиче­ской деятельности. Создаются и некоторые другие приборы, использование которых в нейропсихологии позволит повысить точность и надежность диагностического процесса.

 

___________________________

[1] Разработка и изготовление приборов осуществляются в лечебно-про­изводственном комбинате института имт В. М. Бехтерева.

слуховые расстройства - предыдущая | следующая - тест Бентона

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

 

Фотогалерея

Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)