тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Глава 2. Основные принципы и методы психологического исследования “внутренней картины болезни” (продолжение)

В структурно-функциональной организации базиса внутрен­ней картины болезни, объединяющего церебральное информа­ционное поле болезни и ПЗИПБ (психологическую зону ин­формационного поля болезни), существенную роль играет «схема тела» (см. схему 2) — мозговой аппарат, важнейшим звеном которого является таламо-париетальная система [Смир­нов В. М., Шандурина А. Н., 1973, 1975J. Благодаря деятель­ности такой системы сенсорные и висцеросенсорные процессы получают пространственную отнесенность и локализованный эмоциональный тон ощущений. В результате формируется об­раз тела в данный момент времени( динамический образ), ко­торый сличается с эталоном, хранящимся в долгосрочной па­мяти (статический образ). Систему «схемы тела» можно рас­сматривать как психофизиологический информационный ап­парат, где постоянно формируются и сопоставляются динами­ческий и статический образы тела, а также оперативные об­разы (образы будущего движения). В процессе формирования схемы тела» играют роль таламопариетальная, соматосенсорная, лимбико-ретикулярная системы и механизмы памяти, при взаимодействии которых из фрагментарных образов отдельных частей тела создается единый телесный образ [Смирнов В. М., Шандурина А. Н., 1975].

В процессе онтогенеза «схема тела» выступает в важной роли гностического аппарата, благодаря которому человек ов­ладевает движениями, воспринимает других людей, совершен­ствует производственные и спортивные (двигательные) навыки. Однако информационные образы тела используются не только при механизмах управления движениями, но они становятся предметом самопознания и самосознания. При нарушении или ослаблении таких процессов может возникать недооценка или переоценка значения проявлений заболевания. Последнее мо­жет  быть  связано  также  с  нарушениями функциональной асимметрии мозга [Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н., 1977] или расстройствами, возникающими па более высоких уровнях системы «схемы тела». На физиологическом базисе системы «схемы тела» формируется личностная надстройка, с помощью которой образуются психологические и эстетические образы тела, несущие уже и оценочную функцию (красиво — некра­сиво, плохо — хорошо и т. п.). Эти образы связаны с такими психологическими процессами, как представление, воображе­ние, мышление и т. п. Личность бывает пристрастна к одним частям тела и игнорирует другие. При заболевании такая ус­тановка приводит к тому, что больной фиксирует внимание па значимых для себя локальных симптомах и не замечает серьез­ных признаков заболевания, в результате чего иной раз про­пускается важный момент для лечения. На высшем уровне развития   системы    «схемы   тела» — социально-психологичес­ком— формируются образы, связанные с такими представ­лениями, как мода, интерьер, ролевые функции, мораль и т. д. Поскольку существуют такие представления, как престижные и непрестижные заболевания, нередко больной начинает сты­диться и скрывать свое заболевание либо, наоборот, гордиться им и слишком часто обращаться к врачам, даже когда в этом нет необходимости. Таким образом, начиная с полианализа­торного и до социально-психологического уровня организации системы   «схемы   тела»   создается   психологический образ, являющийся основой структуры «Я». Искажение образов тела обусловливается  и  патологией  различных уровней системы «схемы   тела».   При нарушении ее физиологического уровня (сенсорной, таламоиариетальной системы  и др.) возникают, например, различные виды соматоагнозий. Неправильное фор­мирование психологического образа, например в связи с вос­питанием, ведет к невротическим расстройствам личности. Во всех случаях большая роль принадлежит эмоциональной сис­теме, которая придает сенсорному образу определенный эмо­циональный тон, а психологическому — эмоционально-социаль­ную оценку.

Для понимания внутренней картины болезни следует учи­тывать, что психологический образ тела имеет большее значе­ние, чем сенсорный, так как он в большей степени определяет структуру поведения больного и развитие ВКБ. Переживание телесного дискомфорта способствует развитию модели симп­томов в определенном направлении. В этом отношении боль­шое значение имеет проекция психологического образа тела в будущее (что имеет значение для прогноза заболевания и формирования жизненных планов). Следующий этап обработки информации о проявлениях болезни и их динамики осуществ­ляется на различных уровнях личности. При этом использу­ются запас медицинских знаний, бытующие житейские пред­ставления о данном заболевании и т. д. В результате личность формирует своеобразные комплексы представлений о проявле­ниях своего заболевания, его прогнозе и т. д. Речь идет прежде всего о моделях ведущих симптомов болезни. Различные мо­дели симптомов классифицируются личностью, между ними устанавливаются определенные иерархические отношения и связи.

В результате формируется центральное звено психологиче­ской зоны информационного поля болезни—информационная модель болезни (см. схему 2).

центральное информационное поле болезни – предыдущая | следующая – модель болезни

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание