/     /  
Нейропсихологические особенности детей с разной успешностью обучения(проблема детской нормы)

Нейропсихологические особенности детей с разной успешностью обучения(проблема детской нормы)

Н.Н. Полонская Москва, Россия

Проблема нормы и, в частности, детской, является междисциплинарной, она связана, прежде всего, с многообразием индивидуально-типологических различий (Хомская и др., 1997). Построенный с учетом принципов гетерохронного и неравномерного развития психических процессов нейропсихологический метод исследования высших психических функций у детей разного возраста может оказаться наиболее адекватным целям изучения как индивидуальных особенностей, так и динамического развития отдельных функциональных систем, связанного, по мнению Л.С.Выготского, с изменением межфункцио­нальных отношений на разных возрастных ступенях (Выготский, 1984).

Отставание в развитии отдельных морфо-функциональных структур мозга и влияние социальных факторов в своем взаимодействии обуславливают относительно неравномерное развитие высших психических функций у детей одного возраста. Имеющиеся у части детей минимальные мозговые дисфункции влияют на успешность адаптации к школьному обучению. Такие дети представляют собой определенную группу риска, требуют наблюдения и исследования их функционального состояния (Бадалян, 1987; Дубровинская и др., 2000). С другой стороны, начало школьного обучения коренным образом изменяет всю жизнь ребенка. В соответствии с теорией формирования и развития психических функций ребенка (Выготский, 1984; Эльконин, 1997) в этот период ведущей становится учебная деятельность, которая подчиняет жизнь ребенка определенным и обязательным правилам. Следование им формирует произвольное поведение - возможность регулировать свои действия, умение ориентироваться в учебных задачах, планировать, оценивать и контролировать свои действия в процессе выполнения учебных действий. Этот переход "от возраста игры в возраст труда, учебы, создает для многих школьников повышенные психо-эмсшиональные нагрузки, которые перено­сятся неодинаково. В результате у части детей возникают трудности в обуче­нии, приводящие к неуспеваемости. Современная интенсификация школьного обучения в сочетании с ослаблением детского здоровья влияет на увеличение числа неуспевающих детей. Вместе с тем дети, характеризующиеся неравно­мерным развитием высших психических функций, обучаются в общеобразовательных школах, представляя собой огромное разнообразие нормальных вариантов развития. Выделение детей с трудностями обучения и определение слабых звеньев функциональных систем методом нейропсихологической диагностики позволяет оценить состояние высших психических функций, выявить отстающие процессы, обосновать правильный прогноз и создать коррекционные программы их развития.

Мы предполагаем, что степень сформированное высших психических функций в значительной степени определяет успешность обучения, поэтому у детей одной возрастной группы с разной успеваемостью динамика развития высших психических функций может иметь свои особенности.

Для проведения лонгитюдного нейропсихологичеекого обследования детей нами использовался адаптированный для детей младшего школьного возраста вариант батареи тестов А.Р. Лурия, разработанный и апробированный сотрудниками лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ при нашем участии (Ахутина и др., 1996). Нейропсихологичеекое обследование проводилось четыре раза - во время обучения детей с первого по четвертый класс. Нами (совместно с J1.B. Яблоковой) обследовалось два класса - всего 46 детей в возрасте от 6,5 - до 10,5 лет.

Разделяя взгляды А. Р. Лурия на первичную необходимость и огромную ценность качественного анализа, мы одновременно осознаем, что успеш­ность его проведения во многом определяется профессиональным опытом исследователя. Чтобы до определенной степени формализовать, технологи- зировать процесс выявления качественных особенностей выполнения проб, можно воспользоваться процедурой суммирования тех показателей, которые направлены на оценку одного нейропсихолоп*ческого фактора. Такая проце­дура была предложена Л.В. Яблоковой и Т.В. Ахутиной в работе, выполнен­ной при нашем участии (Яблокова, 1998; Актина и др., 2000). На основании балльных оценок (с помощью специально разработанных наборов параметров оценки) были созданы 4 обобщенных показателя - 4 индекса, отражающие работу передних и задних или лево- и иравополушарных функций. Была разработана процедура проверки включения параметров в индексы, которая осуществлялась с применением метода дисперсионного анализа ONE- WAY ANOVA. Мы использовали эти индексы для того, чтобы выяснить, как соотносятся величины индексов у детей с разной успешнос тью обучения.

мнестические процессы - предыдущая | следующая - успешность обучения

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

   

Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)