Приложение. Программа дисциплины «Нейропсихология детского возраста» (продолжение).

Тема 8. Нарушения перцептивных функций при органических по­вреждениях мозга.

Особенности нарушений перцептивной сферы при поражении пра­вого, левого полушарий и диэнцефальных структур головного мозга.

Проблема пластичности и специализации в онтогенезе.

Проблема компенсации в развитии ВПФ при разных вариантах органической патологии: перспективы и ограничения.

Нарушение перцептивных функций при поражении левого полуша­рия. Доминантность правого полушария в перцептивных процессах: специфика проявления в симптомах нарушений восприятия. Наруше­ние перцептивных функций при поражении правого полушария мозга. Нарушение перцептивных функций при поражении срединных структур.

Нарушения зрительно-конструктивной деятельности.

Тема 9. Нарушения психических функций и поведения при эпи­лепсии.

Классификация эпилепсии. Характеристика парциальных и гене­рализованных форм эпилепсии. Нарушения психических функций при эпилепсии.

Раздел IV. Клиническая нейропсихология детского возраста. Пролонгированные нарушения психических функций в детском возрасте.

Тема 10. Характеристика резидуальных состояний органического генеза.

Понятие дизонтогенеза. Типология различных вариантов отклоне­ний психического развития и поведения в онтогенезе. Классификация В. В. Лебединского.

Понятие «минимальная мозговая дисфункция (ММД)»: методо­логические проблемы, возникающие в связи с использованием этого понятия. Роль биологических и средовых факторов в нарушениях пси­хического развития при наличии ММД.

Тема 11. Нарушения психического развития.

Расстройства развития речи. Детская дисфазия.

Расстройства научения. Общая характеристика расстройства науче­ния. Виды расстройств научения. Нейробиологические основы рас­стройств научения. Дислексия. Общая характеристика дислексий. Симптоматика дислексии. Нейробиологические теории дислексии. Нарушения письма и выполнения математических заданий. Дисграфия. Дискалькулия. Аутистические расстройства.

Тема 12. Нарушения поведения.

Гиперактивность и дефицит внимания. Тики.

Раздел V. Дифференциальная нейропсихология детского возраста. Индивидуальные особенности психического развития в детском воз­расте.

Тема 13. Общая характеристика нейропсихологического подхода к проблеме индивидуальных различий в психическом развитии детей.

Общая характеристика вариантов нормального (непатологическо­го) психического развития. Задачи дифференциальной нейропсихо­логии детского возраста. Иррегулярность психического развития. По­ликаузальный характер ИПР: иррегулярность психического развития как следствие компенсации ММД; как следствие влияния средовых факторов. Проблема школьной успеваемости. Нейропсихологические аспекты других видов индивидуальных различий

Тема 14. Нейропсихологический синдромный анализ индивидуаль­ных различий в психическом развитии.

Синдромы несформированности психических функций. Метасиндромы развития и отклонений в психическом развитии. Понятие «метасиндром». Метасиндромы развития. Метасиндромы отклонений развития.

Левшество как один из вариантов индивидуального развития. Об­щая характеристика левшества. Нейропсихологические исследования онтогенеза левшей.

Раздел VI. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в дет­ском возрасте.

Тема 15. Методы нейропсихологического обследования высших пси­хических функций в детском возрасте.

Отечественные методы нейропсихологической диагностики детей. Зарубежные методы нейропсихологической диагностики детей.

Тема 16. Основные подходы к коррекционной работе в нейропсихо­логии детского возраста.

Методологические основы нейропсихологической коррекции в дет­ском возрасте. Общие принципы коррекционной работы.

Направления коррекционно-развивающего обучения.

Особенности работы в группе.

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

  1. Проявление принципов системогенеза в созревании мозга и фор­мировании психики в онтогенезе.
  2. Феноменология функционального созревания мозговых струк­тур. Основные гипотезы в интерпретации полученных фактов.
  3. Формирование в онтогенезе трех функциональных блоков мозга.
  4. Различные подходы к пониманию соотношения биологического созревания и влияния среды.
  5. Нейропсихологическое содержание понятий «сенситивный пе­риод», «кризис развития», «качественная перестройка» на раз­ных этапах онтогенеза.
  6. Нарушения речевой сферы при поражениях и дисфункциях мозга.
  7. Нарушения перцептивной сферы при поражении и дисфункциях различных мозговых структур.
  8. Межполушарное взаимодействие в онтогенезе.
  9. Различные формы нарушения развития: нейропсихологический анализ.
  10. Различные формы нарушения поведения: нейропсихологичес­кий анализ.
  11.  Понятие «минимальная мозговая дисфункция» (ММД).
  12. Школьная неуспеваемость как модель исследования отклонений в психическом развитии, не связанных с диагностированной орга­нической патологией мозга.
  13. Метасиндром развития как методологический прием описания ин­дивидуальных особенностей мозговой организации в онтогенезе.
  14. Апробация нейропсихологических методик обследования детей.
  15. Сравнительный анализ эффективности нейропсихологических методик.

Вопросы к экзамену по всему курсу

  1. Основные принципы, определяющие формирование психичес­ких функций в теории системной динамической локализации А. Р. Лурия.
  2. Специфика использования основных понятий нейропсихологии «функция», «локализация», «симптом», «синдром», «фактор», «синдромный анализ» в нейропсихологии детского возраста..
  3. Основные характеристики функциональной системы. Состав, принцип работы.
  4. Принцип гетерохронности в морфо- и функциогенезе. Внутри­системная и межсистемная гетерохронность.
  5. Основные принципы системогенеза.
  6. Показатели морфологического созревания мозга. Основные за­кономерности морфологического созревания мозга.
  7. Функциональные критерии развития мозга. Основные законо­мерности функционального созревания мозговых структур. Ги­потеза А. Н. Шеповальникова с соавторами о двух функциональ­ных системах связей коры.
  8. Морфофункциональное созревание функциональных блоков мозга в онтогенезе.
  9. Соотношение развития и влияния среды. Теории научения. Тео­рии созревания.

10. Нейропсихологическая интерпретация понятий «сенситивный период», «кризис развития», «качественная перестройка» психи­ческих функций и взаимодействия между ними.

  1. Основные принципы взаимодействия структурно-функциональ­ного формирования мозга и психических функций.
  2. Особенности поражения нервной системы и исследования нару­шений психических функций в детском возрасте.
  3. Основные виды нарушения речи в онтогенезе при органических и функциональных нарушениях работы мозга.
  4. Специфика нарушений речевой сферы при поражении левого, правого полушарий и диэнцефальных структур.
  5. Особенности нарушения перцептивной сферы при поражении правого, левого полушарий и диэнцефальных структур.
  6. Гипотезы о специфике межполушарного взаимодействия в онто­генезе (Э. Леннеберг, М. Газзанига, М. Кинсборн, Э. Г. Симерниц­кая).
  7. Нарушение психических функций при эпилепсии.
  8. Нарушения развития: дислексии, дисграфии, дискалькулии. Крат­кая характеристика.
  9. Нарушения развития: аутистическое расстройство.
  10. Нарушения поведения: синдром гиперактивности и дефицита внимания.
  11. Нарушения поведения: тики.
  12. Понятие «минимальная мозговая дисфункция» (ММД). Мето­дологические проблемы его использования.
  13. Отклонения в психическом развитии, не связанные с диагности­рованной органической патологией мозга: иррегулярность пси­хического развития.
  14. Описание отклонений психического развития с использованием принципов синдромного анализа.
  15. Понятие метасиндром. Его использование для нейропсихоло­гического анализа индивидуальных различий развития ВПФ в норме.
  16. Общая характеристика процедуры нейропсихологического об­следования детей.
  17. Характеристика отечественных нейропсихологических методов обследования детей.
  18. Характеристика зарубежных методов нейропсихологического обследования детей.
  19. Основные принципы коррекционно-развивающего обучения.
  20. Направления коррекционно-развивающего обучения.

 

нейропсихология детского возраста – предыдущая | следующая – вопросы к эказмену-нейропсихология

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

 

Консультация нейропсихолога

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Консультация детского нейропсихолога и дефектолога