/     /  
Приложение. Программа дисциплины «Нейропсихология детского возраста» (продолжение).

Приложение. Программа дисциплины «Нейропсихология детского возраста» (продолжение).

Тема 8. Нарушения перцептивных функций при органических по­вреждениях мозга. Особенности нарушений перцептивной сферы при поражении пра­вого, левого полушарий и диэнцефальных структур головного мозга. Проблема пластичности и специализации в онтогенезе. Проблема компенсации в развитии ВПФ при разных вариантах органической патологии: перспективы и ограничения. Нарушение перцептивных функций при поражении левого полуша­рия. Доминантность правого полушария в перцептивных процессах: специфика проявления в симптомах нарушений восприятия. Наруше­ние перцептивных функций при поражении правого полушария мозга. Нарушение перцептивных функций при поражении срединных структур. Нарушения зрительно-конструктивной деятельности. Тема 9. Нарушения психических функций и поведения при эпи­лепсии. Классификация эпилепсии. Характеристика парциальных и гене­рализованных форм эпилепсии. Нарушения психических функций при эпилепсии. Раздел IV. Клиническая нейропсихология детского возраста. Пролонгированные нарушения психических функций в детском возрасте. Тема 10. Характеристика резидуальных состояний органического генеза. Понятие дизонтогенеза. Типология различных вариантов отклоне­ний психического развития и поведения в онтогенезе. Классификация В. В. Лебединского. Понятие «минимальная мозговая дисфункция (ММД)»: методо­логические проблемы, возникающие в связи с использованием этого понятия. Роль биологических и средовых факторов в нарушениях пси­хического развития при наличии ММД. Тема 11. Нарушения психического развития. Расстройства развития речи. Детская дисфазия. Расстройства научения. Общая характеристика расстройства науче­ния. Виды расстройств научения. Нейробиологические основы рас­стройств научения. Дислексия. Общая характеристика дислексий. Симптоматика дислексии. Нейробиологические теории дислексии. Нарушения письма и выполнения математических заданий. Дисграфия. Дискалькулия. Аутистические расстройства. Тема 12. Нарушения поведения. Гиперактивность и дефицит внимания. Тики. Раздел V. Дифференциальная нейропсихология детского возраста. Индивидуальные особенности психического развития в детском воз­расте. Тема 13. Общая характеристика нейропсихологического подхода к проблеме индивидуальных различий в психическом развитии детей. Общая характеристика вариантов нормального (непатологическо­го) психического развития. Задачи дифференциальной нейропсихо­логии детского возраста. Иррегулярность психического развития. По­ликаузальный характер ИПР: иррегулярность психического развития как следствие компенсации ММД; как следствие влияния средовых факторов. Проблема школьной успеваемости. Нейропсихологические аспекты других видов индивидуальных различий Тема 14. Нейропсихологический синдромный анализ индивидуаль­ных различий в психическом развитии. Синдромы несформированности психических функций. Метасиндромы развития и отклонений в психическом развитии. Понятие «метасиндром». Метасиндромы развития. Метасиндромы отклонений развития. Левшество как один из вариантов индивидуального развития. Об­щая характеристика левшества. Нейропсихологические исследования онтогенеза левшей. Раздел VI. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в дет­ском возрасте. Тема 15. Методы нейропсихологического обследования высших пси­хических функций в детском возрасте. Отечественные методы нейропсихологической диагностики детей. Зарубежные методы нейропсихологической диагностики детей. Тема 16. Основные подходы к коррекционной работе в нейропсихо­логии детского возраста. Методологические основы нейропсихологической коррекции в дет­ском возрасте. Общие принципы коррекционной работы. Направления коррекционно-развивающего обучения. Особенности работы в группе. Примерная тематика рефератов, курсовых работ
  1. Проявление принципов системогенеза в созревании мозга и фор­мировании психики в онтогенезе.
  2. Феноменология функционального созревания мозговых струк­тур. Основные гипотезы в интерпретации полученных фактов.
  3. Формирование в онтогенезе трех функциональных блоков мозга.
  4. Различные подходы к пониманию соотношения биологического созревания и влияния среды.
  5. Нейропсихологическое содержание понятий «сенситивный пе­риод», «кризис развития», «качественная перестройка» на раз­ных этапах онтогенеза.
  6. Нарушения речевой сферы при поражениях и дисфункциях мозга.
  7. Нарушения перцептивной сферы при поражении и дисфункциях различных мозговых структур.
  8. Межполушарное взаимодействие в онтогенезе.
  9. Различные формы нарушения развития: нейропсихологический анализ.
  10. Различные формы нарушения поведения: нейропсихологичес­кий анализ.
  11.  Понятие «минимальная мозговая дисфункция» (ММД).
  12. Школьная неуспеваемость как модель исследования отклонений в психическом развитии, не связанных с диагностированной орга­нической патологией мозга.
  13. Метасиндром развития как методологический прием описания ин­дивидуальных особенностей мозговой организации в онтогенезе.
  14. Апробация нейропсихологических методик обследования детей.
  15. Сравнительный анализ эффективности нейропсихологических методик.
Вопросы к экзамену по всему курсу
  1. Основные принципы, определяющие формирование психичес­ких функций в теории системной динамической локализации А. Р. Лурия.
  2. Специфика использования основных понятий нейропсихологии «функция», «локализация», «симптом», «синдром», «фактор», «синдромный анализ» в нейропсихологии детского возраста..
  3. Основные характеристики функциональной системы. Состав, принцип работы.
  4. Принцип гетерохронности в морфо- и функциогенезе. Внутри­системная и межсистемная гетерохронность.
  5. Основные принципы системогенеза.
  6. Показатели морфологического созревания мозга. Основные за­кономерности морфологического созревания мозга.
  7. Функциональные критерии развития мозга. Основные законо­мерности функционального созревания мозговых структур. Ги­потеза А. Н. Шеповальникова с соавторами о двух функциональ­ных системах связей коры.
  8. Морфофункциональное созревание функциональных блоков мозга в онтогенезе.
  9. Соотношение развития и влияния среды. Теории научения. Тео­рии созревания.
10. Нейропсихологическая интерпретация понятий «сенситивный период», «кризис развития», «качественная перестройка» психи­ческих функций и взаимодействия между ними.
  1. Основные принципы взаимодействия структурно-функциональ­ного формирования мозга и психических функций.
  2. Особенности поражения нервной системы и исследования нару­шений психических функций в детском возрасте.
  3. Основные виды нарушения речи в онтогенезе при органических и функциональных нарушениях работы мозга.
  4. Специфика нарушений речевой сферы при поражении левого, правого полушарий и диэнцефальных структур.
  5. Особенности нарушения перцептивной сферы при поражении правого, левого полушарий и диэнцефальных структур.
  6. Гипотезы о специфике межполушарного взаимодействия в онто­генезе (Э. Леннеберг, М. Газзанига, М. Кинсборн, Э. Г. Симерниц­кая).
  7. Нарушение психических функций при эпилепсии.
  8. Нарушения развития: дислексии, дисграфии, дискалькулии. Крат­кая характеристика.
  9. Нарушения развития: аутистическое расстройство.
  10. Нарушения поведения: синдром гиперактивности и дефицита внимания.
  11. Нарушения поведения: тики.
  12. Понятие «минимальная мозговая дисфункция» (ММД). Мето­дологические проблемы его использования.
  13. Отклонения в психическом развитии, не связанные с диагности­рованной органической патологией мозга: иррегулярность пси­хического развития.
  14. Описание отклонений психического развития с использованием принципов синдромного анализа.
  15. Понятие метасиндром. Его использование для нейропсихоло­гического анализа индивидуальных различий развития ВПФ в норме.
  16. Общая характеристика процедуры нейропсихологического об­следования детей.
  17. Характеристика отечественных нейропсихологических методов обследования детей.
  18. Характеристика зарубежных методов нейропсихологического обследования детей.
  19. Основные принципы коррекционно-развивающего обучения.
  20. Направления коррекционно-развивающего обучения.
 

нейропсихология детского возраста - предыдущая | следующая - вопросы к эказмену-нейропсихология

Оглавление - Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

  Консультация нейропсихолога Нейропсихологическая диагностика и коррекция Консультация детского нейропсихолога и дефектолога

Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)