- Основные принципы, определяющие формирование психических функций в теории системной динамической локализации А. Р. Лурия.
- Специфика использования основных понятий нейропсихологии «функция», «локализация», «симптом», «синдром», «фактор», «синдромный анализ» в нейропсихологии детского возраста..
- Основные характеристики функциональной системы. Состав, принцип работы.
- Принцип гетерохронности в морфо- и функциогенезе. Внутрисистемная и межсистемная гетерохронность.
- Основные принципы системогенеза.
- Показатели морфологического созревания мозга. Основные закономерности морфологического созревания мозга.
- Функциональные критерии развития мозга. Основные закономерности функционального созревания мозговых структур. Гипотеза А. Н. Шеповальникова с соавторами о двух функциональных системах связей коры.
- Морфофункциональное созревание функциональных блоков мозга в онтогенезе.
- Соотношение развития и влияния среды. Теории научения. Теории созревания.
- Нейропсихологическая интерпретация понятий «сенситивный период», «кризис развития», «качественная перестройка» психических функций и взаимодействия между ними.
- Основные принципы взаимодействия структурно-функционального формирования мозга и психических функций.
- Особенности поражения нервной системы и исследования нарушений психических функций в детском возрасте.
- Основные виды нарушения речи в онтогенезе при органических и функциональных нарушениях работы мозга.
- Специфика нарушений речевой сферы при поражении левого, правого полушарий и диэнцефальных структур.
- Особенности нарушения перцептивной сферы при поражении правого, левого полушарий и диэнцефальных структур.
- Гипотезы о специфике межполушарного взаимодействия в онтогенезе (Э. Леннеберг, М. Газзанига, М. Кинсборн, Э. Г. Симерницкая).
- Нарушение психических функций при эпилепсии.
- Нарушения развития: дислексии, дисграфии, дискалькулии. Краткая характеристика.
- Нарушения развития: аутистическое расстройство.
- Нарушения поведения: синдром гиперактивности и дефицита внимания.
- Нарушения поведения: тики.
- Понятие «минимальная мозговая дисфункция» (ММД). Методологические проблемы его использования.
- Отклонения в психическом развитии, не связанные с диагностированной органической патологией мозга: иррегулярность психического развития.
- Описание отклонений психического развития с использованием принципов синдромного анализа.
- Понятие метасиндром. Его использование для нейропсихологического анализа индивидуальных различий развития ВПФ в норме.
- Общая характеристика процедуры нейропсихологического обследования детей.
- Характеристика отечественных нейропсихологических методов обследования детей.
- Характеристика зарубежных методов нейропсихологического обследования детей.
- Основные принципы коррекционно-развивающего обучения.
- Направления коррекционно-развивающего обучения.
3. Распределение часов курса по темам и видам работ
Наименование тем разделов | Всего (часов) | Аудиторные занятия(часов) | Самостоятельная работа | |
Лекции | Семинары | |||
Раздел 1 | 8 | 4 | — | 4 |
Тема 1 | 4 | 2 | — | 2 |
Тема 2 | 4 | 2 | — | 2 |
Раздел 2 | 12 | 6 | — | 6 |
Тема 3 | 4 | 2 | — | 2 |
Тема 4 | 4 | 2 | — | 2 |
Тема 5 | 4 | 2 | — | 2 |
Раздел 3 | 16 | 8 | — | 8 |
Тема 6 | 4 | 2 | — | 2 |
Тема 7 | 6 | 3 | — | 3 |
Тема 8 | 4 | 2 | — | 2 |
Тема 9 | 2 | 1 | — | 1 |
Раздел 4 | 12 | 6 | — | 6 |
Тема 10 | 2 | 1 | — | 1 |
Тема 11 | 6 | 3 | — | 3 |
Тема 12 | 4 | 2 | — | 2 |
Раздел 5 | 8 | 4 | — | 4 |
Тема 13 | 2 | 1 | — | 1 |
Тема 14 | 6 | 3 | — | 3 |
Раздел 6 | 4 | 2 | — | 2 |
Тема 15 | 2 | 1 | — | 1 |
Тема 16 | 2 | 1 | — | 1 |
ИТОГО | 60 | 30 | — | 30 |
Форма итогового контроля — экзамен. |
4. Учебно-методическое обеспечение курса
Основная литература к разделам.
- I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. — М., 1998. — С. 193-248.
- А. Р. Лурия и психология XXI века //Доклады II Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия / Под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозмана. — М.: Смысл, 2003.-Гл. III.-С. 174-277.
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л. С. Цветковой. – М.: МПСИ, 2006.
- Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно- вербальных функций. — М.: Академия, 2003.
- Бадалян Л. О. Детская неврология. — М.: Медицина, 1984. — С. 47-53,185-201, 306-315.
- Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1987. — С. 17-47,180-190.
- Вассерман Л, И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. — СПб.: Стройлеспечать, 1997. — С. 232-274.
- Выготский Л. С. Собрание соч. в 6 т. — М.: Педагогика, 1982-84. – Т. 1. – с. 109-131, 168-174; т. 3. – с. 5-40, 133-164; т. 4. – с. 244-268; т. 6. – с. 56-59.
- Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении. — М.: Рос. пед. агентство, 1997; М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Корсакова Н, К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. – М.: МГУ, 1988.
- И. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. — С. 479-504.
- Лебединский В. В. Нарушение психического развития у детей. — М.: МГУ, 1985. – С. 27-34.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: МГУ, 1973.
- Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М.: Компенс-центр, 1993. – С. 13-30.
- Микадзе Ю. В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста // Вопросы психологии, 2002. — № 4. — С. 111-119.
- Микадзе Ю. В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1996. — С. 46-50.
- Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. — М.: МГУ, 1995.-С. 154-183.
- Клиническая психология/ Под ред. М. Перре, У. Бауманна. — СПб.: Питер, 2002. – С. 1157-1167.
- Петрухин А. С. Неврология детского возраста. — М.: Медицина, 2004. – С. 635-644, 646-672, 683-689.
- Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия / Под ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2001.
- Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия / Под ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2001.
- Психология развития / Под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.: Академия, 2005. – С. 91-37, 212-258.
- Раттер М. Помощь трудным детям. — М.: Апрель-пресс, Эксмо- пресс, 1999. – С. 319-356.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002.
- Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М.: МГУ, 1985. – С. 189.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. — М.: Мир, 1983. — С. 117-136,148-163,176-197.
- Хомекая Е. Д. Нейропсихология. — М.: МГУ, 1987.
- Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е. Д. Хомской. Раздел XI. Детская нейропсихология. — М.: РПО, 1999. — С.436-484.
- Шеповальников А. Н., Цицерошин М. П., Погосян А. А. О роли различных зон коры и их связей в формировании пространственной упорядоченности поля биопотенциалов мозга в постнатальном онтогенезе // Физиология человека, 1997. — Т. 23. — № 2. — С. 12-24.
Микадзе Юрий Владимирович
Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие
Руководитель проекта Е. Паникаровская
Ведущий редактор Н. Кулагина
Научный редактор В. Пахальян
Литературный редактор Ю. Гудым
Художник С. Шутов Корректор Т. Кончик, Е. Павлович
Верстка О. Кизевич
ООО .Питер Пресс-, 19«206. Санкт-Петербург. Петергофское шоссе, 73, лит. А29. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93. том 2, 95 3005 — литература учебная. Подписано в печать 31.12.07. Формат 60 *90/1б. Усл. п. л. 18. Тираж 3500 зкз. Заказ № 5S. Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Типография Правда 1906». 195299. Санкт-Петербург. Киришская ул.. 2. Тел.: (812) 531-20-00. 531-25-55
нейропсихология детского возраста-2 – предыдущая
Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста