canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Нейропсихология детского возраста. Приложение, нейропсихология.

Приложение. Программа дисциплины «Нейропсихология детского возраста»

1. Организационно-методический раздел

Цели курса:

1)   расширение представлений, полученных студентами в курсах «Основы нейропсихологии», «Клиническая нейропсихология» в отношении детской популяции;

2)   ознакомление студентов с основными теоретическими положе­ниями отечественной и зарубежной нейропсихологии детского возраста, с принципами и методами зарубежной нейропсихологии детского детей в отечественной и зарубежной нейропсихоло­гии;

3)   описание нарушений и отклонений в развитии психических фун­кций при локальных повреждениях мозга и иных расстройствах органического генеза, нейропсихологического подхода к оценке нормального формирования психических функций в онтогенезе.

Задачи курса:

  • описание закономерностей развития мозга и психики детей;
  • характеристика нарушений и отклонений в развитии психичес­ких функций у детей при патологии центральной нервной систе­мы;
  • обоснование возможностей нейропсихологического подхода к ана­лизу индивидуальных различий в формировании когнитивной сфе­ры ребенка;
  • ознакомление с основными принципами и методами нейропси­хологической диагностики, профилактики и коррекции наруше­ний психических функций у детей.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс «Нейропсихология детского возраста» следует после курсов «Ос­новы нейропсихологии», «Клиническая нейропсихология» и предва­ряет специальные курсы по нейропсихологии детского возраста.

Требования к уровню усвоения содержания курса

Студенты должны приобрести общетеоретические знания, а также овладеть практическими навыками, необходимыми для дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

2. Содержание лекционного курса

Раздел I. Теоретические основы нейропсихологии детского возраста.

Тема 1. Методологические предпосылки и основные понятия тео­рии системной динамической локализации высших психических фун­кций в приложении к нейропсихологии детского возраста.

Методологические предпосылки теории системной динамической локализации высших психических функций в психологии, физиоло­гии, неврологии.

Основные понятия теории системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ) А. Р. Лурия — «функция», «ло­кализация», «симптом», «синдром», «фактор», «синдромный анализ» — специфика их применения в нейропсихологии детского возраста.

Предмет и задачи нейропсихологии детского возраста.

Тема 2. Теория функциональных систем и системогенеза.

Основные понятия теории функциональных систем П. К. Анохина. Принципы системогенеза. Внутрисистемная и межсистемная гетерохронность. Состав психологической функциональной системы и ее моз­говая структура.

Раздел И. Эмпирический базис нейропсихологии детского возраста.

Тема 3. Морфо- и функциогенез мозга.

Морфогенез мозга. Показатели морфогенеза. Закономерности морфо­логического созревания подкорковых отделов и разных областей коры головного мозга, цито- и фиброгенеза, ансамблевой организации коры.

Функциогенез различных мозговых структур. Критерии функцио­нального развития мозга. Гипотеза о двух функционально различных системах связей коры больших полушарий (А. Н. Шеповальников). Переход от генерализованных форм активности мозга к регионально- специфическим. Поэтапная смена диффузной формы активности раз­ных отделов анализаторных систем на избирательную.

Тема 4. Формирование структурно-функциональной организации мозга как базиса развития ВПФ.

Нейропсихологический аспект периодизаций возрастного развития. Соотношение развития и влияния среды. Связь формирования психическких функций с созреванием мозга. Нейропсихологическая интерпре­тация понятий «сенситивный период», «кризис развития», «зона бли­жайшего развития», «качественная перестройка психических функ­ций». Внутри- и межсистемные связи на разных этапах онтогенеза.

Тема 5. Особенности генеза психических функций.

Генез психических функций. Степень сформированности психичес­ких функций и специфика поведения в решении адаптационных задач на разных этапах онтогенеза.

Зрительное восприятие. Праксис. Внимание. Память. Мышление. Речь.

Раздел III. Клиническая нейропсихология детского возраста. На­рушения высших психических функций в детском возрасте в резуль­тате органических повреждений мозга.

Тема 6. Особенности поражения нервной системы и исследования нарушений психических функций в детском возрасте.

Причины и специфика заболеваний и повреждений нервной систе­мы в детском возрасте. Характеристика органических поражений моз­га. Специфика нейропсихологических синдромов при анализе нару­шений ВПФ в детском возрасте. Симптомы нарушений и симптомы несформированности ВПФ. Особенности проявления локальных по­ражений мозга у детей.

Особенности исследования речевых функций. Специфика межполушарного взаимодействия в онтогенезе (Э. Леннеберг, М. Газзанига, М. Кинсборн, Э. Г. Симерницкая).

Особенности исследования перцептивных процессов.

Тема 7. Нарушения речевых функций при органических поврежде­ниях мозга.

Общая характеристика нарушений речевой системы. Дизартрия. Алалия. Афазии.

Нарушение слухоречевой сферы при поражении левого полушария мозга. Гипотеза о роли правого полушария в речевых процессах (Э. Зайдель, Дж. Леви). Нарушение слухоречевой сферы при поражении пра­вого полушария мозга. Нарушение слухоречевой сферы при поражении срединных структур. Межполушарное взаимодействие в речевых про­цессах при органических повреждениях левого и правого полушарий. Нарушение речевой сферы при ранних повреждениях мозга.

 

нейропсихология литература – предыдущая | следующая – нейропсихология детского возраста-2

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

 

Консультация нейропсихолога

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Консультация детского нейропсихолога и дефектолога

Яндекс.Метрика