Сборник текстов по психологии личности представляет собой очередной выпуск в серии хрестоматий по отдельным разделам психологии, подготовленной на кафедре общей психологии психологического факультета Московского государственного университета.
Он выходит одновременно с еще одним изданием текстов, посвященным психологии индивидуальных различий. Оба этих тома можно рассматривать как две составные части пособия по разделу «Личность» курса общей психологии.
По-видимому, нет необходимости говорить об особом положении психологии личности среди других разделов психологии. Ее исключительная важность, но вместе с тем и сложность очевидны.
Психология личности прямо касается проблем, волнующих каждого человека. Это проблемы жизни человека среди людей, нравственного поведения, воспитания детей, поиска смысла жизни и многие другие.
Особое значение психологии личности определяется ее теснейшей связью с решением задачи воспитания нового человека коммунистического общества.
Вместе с тем читатель, впервые знакомящийся с данной областью исследований, должен столкнуться с серьезными трудностями. Они обусловлены состоянием современной психологии личности. Достаточно сказать, что, несмотря на большую работу, проделанную философами и психологами по уточнению понятия «личность», единого и общепринятого определения его пока нет.
При определении общей структуры предлагаемого издания и отборе текстов мы руководствовались задачей помочь студенту, впервые знакомящемуся с психологией личности, составить общее представление о той реальности, которая называется личностью, а также о тех вопросах, которые ставит и решает общая психология при изучении и осмыслении этой реальности.
В сборник не вошли теории личности, а также изложение методов ее исследования. Обе эти темы требуют специального углубленного изучения на следующем этапе психологического образования.
Ввиду общепсихологической ориентации издания в нем не представлены как таковые социально-психологические и патопсихологические подходы к исследованию личности.
Наконец, общеобразовательное назначение сборника обусловило включение особого Приложения, в котором собраны непсихологические тексты (из философской, художественной, дневниковой литературы). Они должны послужить материалом для конкретного обсуждения некоторых вопросов психологии личности в рамках семинарских занятий и при самостоятельной работе студентов (см. предисловие и комментарии в Приложении) .
Первый раздел сборника включает работы, каждая из которых фактически содержит попытку ответить на вопрос:«Что такое личность?» Он открывается статьей советского философа Э. В. Ильенкова, в которой дается анализ марксистского понимания личности. В следующих затем работах ведущих советских психологов представлены различные конкретно-психологические разработки марксистского подхода к проблеме личности.
Принципиальный ответ на вопрос о том, что такое личность, материалистическая психология получает из определения Марксом сущности человека. Это определение задает как бы «пространство» существования личности и позволяет сделать решающий шаг на пути формирования собственно научного предмета психологии личности.
Как показывает в своей статье Э. В. Ильенков, из марксова определения сущности человека вытекает ряд важных следствий. Во-первых, вопрос о сущности каждого человека есть вопрос о той совершенно конкретной системе его отношений с другими людьми, которые возникают в процессе коллективной деятельности по поводу вещей, созданных и создаваемых трудом. Во-вторых, эта его сущность лежит не внутри, но вне отдельного индивида, и, наконец, в-третьих, сущность эта является общественно-исторической, ибо такова система отношений, через которую, она определяется.
Акцентирование общественно-исторической природы личности проходит красной нитью через работы советских психологов. Однако авторы этих работ различаются по тому, где они проводят границу между личностью и наличностью, личностным и неличностным.
Как видно из представленных работ, существует более широкая и более узкая трактовка понятия личности. Авторы, придерживающиеся более широкого понимания личности, включают в ее структуру также и индивидуальные биофизиологические характеристики организма: инертность — подвижность нервных процессов, тип метаболизма и т. п. (Б. Г. Ананьев) или, например, такие «природно-обусловленные» свойства, как свойства зрения (С. Л. Рубинштейн).
Очевидно, что при таком употреблении термина «личность» его значение практически совпадает с понятием конкретного, отдельного человека. Такое понимание личности близко к точке зрения обыденного сознания, с характерным для него акцентом на неповторимость, уникальность облика каждого человека.
Представление о личности в узком смысле наиболее четко сформулировано в работе А. Н. Леонтьева. Личность — это особое образование, «особого рода целостность», которая возникает на сравнительно поздних этапах онтогенетического развития. Это образование порождается специфически человеческими отношениями. Что касается природных индивидуальных свойств: морфологических, физиологических, а также некоторых индивидуально приобретенных психологических особенностей человека, то они к собственно личностным свойствам не относятся, а характеризуют человека как индивида. Индивид — это скорее та реальность, которая заключена в границах тела человека, в то время как личность — образование, не только выходящее за-пределы этого тела, но и формирующееся во внешнем пространстве социальных отношений.
следующая – формирование личности
Оглавление. Психология личности. Тексты.
Консультация психолога в Москве.