/     /  
Глава 2 Основные понятия теории системной динамической локализации в приложении к нейропсихологии детского возраста (2.1)

Глава 2 Основные понятия теории системной динамической локализации в приложении к нейропсихологии детского возраста (2.1)

При создании теории системной динамической локализации высших психических функций человека, базирующейся на перечисленных выше принципах, А. Р. Лурия дал новую трактовку таких понятий, ис­пользуемых в нейропсихологии, как симптом, функция, локализация, и ввел ряд новых: нейропсихологический фактор, синдромный анализ, а также разработал концепцию трех функциональных блоков мозга. 2.1. Понятие психической функции А. Р. Лурия использовал разработанное в физиологии понятие функ­циональной системы и применил его для анализа психических про­цессов, психических функций. Для этого необходимо было решить вопрос сходства и различий физиологической и психической функци­ональных систем. Он дал определение высшей психической функции (ВПФ), ориентированное на понятие функциональной системы. Ис­пользование этого понятия позволило продолжить развитие систем­ного подхода к анализу психических функций, разработанного в оте­чественной психологии того времени. Высшие психические функции представляют собой «сложные, само­регулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования» (Лурия А. Р., 1969. — С. 3). В этом определении А. Р. Лурия придал законченность формули­ровке, предложенной Л. С. Выготским, указав на основные признаки психических систем: социальный характер их формирования, знако­вую опосредствованность, осознанность, произвольность (Мещеря­ков Б. Г., 1999). Подчеркивается социальное происхождение ВПФ и их подчиненность культурно-историческим условиям, в которых они формируются и которыми опосредуются; способ их становле­ния — хроногенный, в процессе социализации, в ходе поэтапного ов­ладения социальными формами поведения; структурная специфика их психологического строения — исходная непроизвольность поведе­ния ребенка, которая по мере формирования ВПФ сменяется произ­вольными, иерархически более высокими формами регуляции (сна­чала совместно с взрослым, а затем самостоятельно).  

методологические предпосылки-3 - предыдущая | следующая - основные понятия-2

Оглавление - Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым


Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)