От культуры к культуре нормы варьируются очень сильно, и может быть наиболее показательным примером в этом отношении является контраст между Соединенными Штатами и Индией.
В таблице 4-1 представлен ряд ситуаций нарушения норм (из тридцати девяти), использованных в кросс-культурных исследованиях этих двух культур. Ситуации представлены в порядке ранжирования воспринимаемой
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Далее ксерокс таблицы 4-1 из книги на стр. 102 и перевод обозначений:
- На следующий день после смерти отца старший сын обрезал себе волосы и съел цыпленка.
- Один из членов вашей семьи регулярно ест мясо.
- Один из членов вашей семьи регулярно на ужин ест конину.
- Вдова в вашей общине ест рыбу два или три раза в неделю.
- Спустя шесть месяцев после смерти своего мужа, вдова надела ювелирные украшения и яркую одежду (вдова).
- Женщина приготовила рис и стала ждать, чтобы съесть блюдо вместе со своим мужем и его старшим братом (женщина).
- Женщина готовит еду для всех членов своей семьи и спит со своим мужем в менструальный период (женщина).
- После очищения кишечника женщина не сменила свою одежду перед началом приготовления еды.
- У мужчины была бесплодная жена. Он хотел иметь двух жен. Мужчина спросил об этом первую жену, и она ответила, что согласна. Он женился на второй женщине, и они втроем жили счастливо в одном доме (мужчина).
- Однажды дочь доктора познакомилась с мусорщиком, влюбилась в него и решила выйти за него замуж. Отец девушки был против свадьбы и пытался ее предотвратить, т.к. жених дочери был мусорщиком. Не смотря на противодействие отца, девушка все же вышла за негозамуж (мужчина)
- Таблица 4-1. Перечень суждений в порядке воспринимаемой «серьезности нарушений» общепринятых норм по оценкам детей индуской касты брахманов в возрасте от 8 до 10 лет.
- 12. Источник: Каган и Ламб, «Возникновение морали у маленьких детей». Перепечатано с разрешения издателя. Издательство Чикагского университета.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«серьезности нарушения» по оценки индусских детей из касты брахманов в возрасте от 8 до 10 лет (Shweder et al., 1990, стр. 165). Достойно внимания отметить, что наиболее серьезные случаи, такие как 1 и 2, почти не рассматриваются как нарушение норм в Соединенных Штатах. Только девятый случай (бигамия) в США считается серьезным нарушением норм. Для изучения реакций людей на эти ситуации Швейдер с коллегами (1990) использовал вопросы, представленные в таблице 4-2.
Многие истории, которые считаются серьезными нарушениями норм в Индии, не являются таковыми в США, и наоборот. Например, взрослые американцы и пятилетние дети согласованно ранжировали серьезность нарушений в 39-ти историях (коэффициент корреляции 0.85). Но взрослые американцы и индусы (неприкасаемые) ранжировали их по-разному (коэффициент корреляции 0.29). Вместе с тем, большой круг респондентов из разных социальных слоев ранжировали эти ситуации согласованно. Например, коэффициент корреляции у взрослых представителей касты брахманов и неприкасаемых составлял 0.70. Другими словами, каждая культура имеет свою точку зрения в оценке этих 39-ти событий.
--------------------------
Далее ксерокс таблицы 4-2 со стр. 103 книги и перевод обозначений:
- Является ли неправильным рассматриваемое поведение?
- Насколько серьезным является нарушение норм поведения?
(а) нет нарушения
(б) небольшое нарушение
(в) нарушение средней тяжести
(г) очень серьезное нарушение
3. Является ли это грехом?
4. Допустим, никто не узнает о совершенном деянии, поскольку это сделано скрытно и секретно. Будет ли в этом случае рассматриваемое поведение считаться правильным?
5. Не считаете ли вы наилучшим вариантом, если бы все люди на земле следовали (
правилу, высказываемому носителем языка, информантом)?
6. Люди в (
название соответствующего общества) постоянно совершают поступки, (
противоположные общепринятому поведению, высказываемому носителем языка, информантом). Будет ли (
название соответствующего общества) наилучшим местом, чтобы они прекратили делать это?
7. Допустим, подавляющее число людей в (
название соответствующего общества) захотели бы (
изменить существующие нормы поведения). Согласились бы вы на это?
8. Считаете ли вы, что человека, делающего (
рассматриваемое поведение), следует остановить или каким-то образом наказать?
9 -. Таблица 4-2. Стандартные вопросы.
10. - Источник: Каган и Ламб, «Возникновение морали у маленьких детей». Перепечатано с разрешения издателя. Издательство Чикагского университета.
------------------------------------------------------------------------------------
В социальной литературе обсуждаются специальные виды норм. Во-первых, есть
народные обычаи, свойственные определенной социальной группе (нравы), такие как специфические способы что-то делать ( например, организовывать воскресные фермерские распродажи-ярмарки на главной площади). Во-вторых, есть
общенародные обычаи, т.е. общепринятые способы что-то делать в обществе (например, просить руки женщины на брак). В-третьих, существуют
запреты (табу) на определенные виды поведения (например, не есть свинину). Наконец, есть законы, которые вводятся в действие государственной властью или иными выборными органами.
Нормы необходимы для контроля поведения. Они во многом выполняют ту же функцию, что и дороги для транспорта. Если бы не было дорог, люди водили бы автомобили там, где им захочется и где вообще может проехать машина. Дороги обеспечивают безопасность и движение по правилам.
ожидания - предыдущая | следующая - роли
Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление