/     /  
Нормы

Нормы

От культуры к культуре нормы варьируются очень сильно, и может быть наиболее показательным примером в этом отношении является контраст между Соединенными Штатами и Индией. В таблице 4-1 представлен ряд ситуаций нарушения норм (из тридцати девяти), использованных в кросс-культурных исследованиях этих двух культур. Ситуации представлены в порядке ранжирования воспринимаемой -------------------------------------------------------------------------------------------------- Далее ксерокс таблицы 4-1 из книги на стр. 102 и перевод обозначений:
  1. На следующий день после смерти отца старший сын обрезал себе волосы и съел цыпленка.
  2. Один из членов вашей семьи регулярно ест мясо.
  3. Один из членов вашей семьи регулярно на ужин ест конину.
  4. Вдова в вашей общине ест рыбу два или три раза в неделю.
  5. Спустя шесть месяцев после смерти своего мужа, вдова надела ювелирные украшения и яркую одежду (вдова).
  6. Женщина приготовила рис и стала ждать, чтобы съесть блюдо вместе со своим мужем и его старшим братом (женщина).
  7. Женщина готовит еду для всех членов своей семьи и спит со своим мужем в менструальный период (женщина).
  8. После очищения кишечника женщина не сменила свою одежду перед началом приготовления еды.
  9. У мужчины была бесплодная жена. Он хотел иметь двух жен. Мужчина спросил об этом первую жену, и она ответила, что согласна. Он женился на второй женщине, и они втроем жили счастливо в одном доме (мужчина).
  10. Однажды дочь доктора познакомилась с мусорщиком, влюбилась в него и решила выйти за него замуж. Отец  девушки был против свадьбы и пытался ее предотвратить, т.к. жених дочери был мусорщиком. Не смотря на противодействие отца, девушка все же вышла за негозамуж (мужчина)
  11. Таблица 4-1. Перечень суждений в порядке воспринимаемой «серьезности нарушений»  общепринятых норм по оценкам детей индуской касты брахманов в возрасте от 8 до 10 лет.
  12. 12.                         Источник: Каган и Ламб, «Возникновение морали у маленьких детей». Перепечатано с разрешения издателя. Издательство Чикагского университета.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- «серьезности нарушения» по оценки индусских детей из касты брахманов в возрасте от 8 до 10 лет (Shweder et al., 1990, стр. 165). Достойно внимания отметить, что наиболее серьезные случаи, такие как 1 и 2, почти не рассматриваются как нарушение норм в Соединенных Штатах. Только девятый случай (бигамия) в США считается серьезным нарушением норм. Для изучения реакций людей на эти ситуации Швейдер с коллегами (1990) использовал вопросы, представленные в таблице 4-2. Многие истории, которые считаются серьезными нарушениями норм в Индии, не являются таковыми в США, и наоборот. Например, взрослые американцы и пятилетние дети согласованно ранжировали серьезность нарушений в 39-ти историях (коэффициент корреляции 0.85). Но взрослые американцы и индусы (неприкасаемые) ранжировали их по-разному (коэффициент корреляции  0.29). Вместе с тем, большой круг респондентов из разных социальных слоев ранжировали эти ситуации согласованно. Например, коэффициент корреляции у взрослых представителей касты брахманов  и неприкасаемых составлял 0.70. Другими словами, каждая культура имеет свою точку зрения в оценке этих 39-ти событий. -------------------------- Далее ксерокс таблицы 4-2 со стр. 103 книги и перевод обозначений:
  1. Является ли неправильным рассматриваемое поведение?
  2. Насколько серьезным является нарушение норм поведения?
(а) нет нарушения (б) небольшое нарушение (в) нарушение средней тяжести (г) очень серьезное нарушение 3. Является ли это грехом? 4. Допустим, никто не узнает о совершенном деянии, поскольку это сделано скрытно и секретно. Будет ли в этом случае рассматриваемое поведение считаться правильным? 5. Не считаете ли вы наилучшим вариантом, если бы все люди на земле следовали (правилу, высказываемому носителем языка, информантом)? 6. Люди в (название соответствующего общества) постоянно совершают  поступки, (противоположные  общепринятому поведению, высказываемому носителем языка, информантом). Будет ли (название соответствующего общества) наилучшим местом, чтобы они прекратили делать это? 7. Допустим, подавляющее число людей в (название соответствующего общества) захотели бы (изменить существующие нормы поведения). Согласились бы вы на это? 8. Считаете ли вы, что человека, делающего (рассматриваемое поведение), следует остановить или каким-то образом наказать? 9 -. Таблица 4-2. Стандартные вопросы. 10. - Источник: Каган и Ламб, «Возникновение морали у маленьких детей». Перепечатано с разрешения издателя. Издательство Чикагского университета. ------------------------------------------------------------------------------------ В социальной литературе обсуждаются  специальные виды норм. Во-первых, есть народные обычаи, свойственные определенной социальной группе (нравы), такие как специфические способы что-то делать ( например, организовывать воскресные фермерские распродажи-ярмарки на главной площади). Во-вторых, есть общенародные обычаи, т.е. общепринятые способы что-то делать в обществе (например, просить руки женщины на брак). В-третьих, существуют запреты (табу) на определенные виды поведения (например, не есть свинину). Наконец, есть законы, которые вводятся в действие государственной властью или иными выборными органами. Нормы необходимы для контроля поведения. Они во многом выполняют ту же функцию, что и дороги для транспорта. Если бы не было дорог, люди водили бы автомобили там, где им захочется и где вообще может проехать машина. Дороги обеспечивают безопасность и движение по правилам.  

ожидания - предыдущая  |  следующая - роли

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)