Яндекс.Метрика

Роли

Роль – это норма, содержащая совокупность предписаний о должном поведении человека, занимающего определенную позицию в социальной системе (например, отец в семье). Например, как действительно ведут себя отцы в семьях?

Это можно изучать с помощью ролевого дифференциала. Вот пример пункта в методе ролевого дифференциала:

 

отец – дочь

Следует_____________________________ не следует

Просить деньги у …

 

Исследования подобного рода показали, что, например, ролевые отношения «муж-жена» являются более глубокими и близкими в индивидуалистических культурах. Хотя отношения «родитель-ребенок» более близкие в коллективистических культурах. Вот одно интересное наблюдение (увиденное в одной из передач ТВ): 21- летнему вьетнамскому американцу, сыну американского солдата и матери-вьетнамки американское правительство разрешило эмигрировать в Соединенные Штаты. Разрешение давало возможность взять с собой либо мать, либо жену и ребенка. Он выбрал свою мать, подтвердив тем самым культурно – обусловленную связь «родители-дети», существующую в коллективистических культурах. Позднее ему удалось добиться от американского правительства разрешения на въезд жене с ребенком. Правительство США, являясь  продуктом американской культуры, более благосклонно восприняло просьбу о воссоединении с женой и сыном, чем, если бы повторная просьба касалась въезда матери.

Хсю (Hsu, 1971) выдалил ряд культур с высокой значимостью ролевых связи «мать-сын» (Индия),  «отец-сын» (Китай) или  «супруг-супруга» (Запад). Например, в культурах с доминированием отношений «отец- сын» другие роли также будут нести на себе печать этих отношений. Например, в ролевых отношениях «руководитель-подчиненный», «учитель-ученик», «официальное лицо – гражданское лицо» имеется много общего с ролью «отец-сын». Аналогично, если в обществе доминирует роль «супруг- супруга», то это проявляется в отношениях равенства и влияет на другие роли;  поэтому в западных культурах руководитель ощущает необходимость общаться с подчиненным как с равным.

В работе, изучавшей сравнительное доминирование ролей в Индонезии и США (Setiadi, 1984), было выявлено, что наиболее значимые элементы ролевых отношений отражали подчинение властям, а наиболее значимые элементы ролевых отношений в США были связанны с получением удовольствия. Эти результаты соответствуют различию между коллективизмом-индивидуализмом: Индонезия – страна с коллективистическим типом культуры, и уважительное отношение к властям, является важным элементом восприятия ролей; Соединенные Штаты – это индивидуалистическая культура, и «получение удовольствия» является значимой ценностью, и это можно использовать при анализе других ролевых взаимоотношений. В одном из сравнительных исследований восприятия ролей в Греции и Иллинойсе (Triandis, Vassiliou, Nasiakou, 1968) анализировался перечень, состоящий из 100 ролей и 120 видов поведения, связанных с этими ролями. Возможные типы социального поведения, проявляющиеся в каждой культуре, были выделены на основе контент-анализа греческих и американских литературных  источников (романов, новелл, новостей). Ранжирование ролей по поведенческим шкалам и факторный анализ осуществлялись аналогично процедурам семантического дифференциала, описанным выше. В каждой культуре ролевые дифференциалы разрабатывались независимо друг от друга. Представим некоторые из полученных результатов. Насколько сильно будет проявляться любовь сына по отношению к своей матери?  На шкале с 9-ю позициями (где 1 означает максимум любви, а 9 – минимум) среднее значение для греков равнялась 1.8, для американцев – 2.4. Американцы ценят независимость и сохраняют дистанцию друг от друга.

Насколько сильно проявляется любовь дочери к своему отцу? Для греков среднее значение – 2.9, для американцев – 1.6. Наличие близких отношений дочери со своим отцом в США считается приемлемым; в традиционной Греции распространено убеждение, что отцы являются источником дисциплины, проявляющими заботу о том, чтобы их дочери до замужества сохраняли целомудрие (оставались девственницами). Поэтому в их взаимоотношениях сохраняется меньше близости и больше строгости. Наконец, каково отношение спортсменов к  своим  соперникам в спортивных соревнованиях? В Греции  среднее значение – 5.0, В США – 4.4, т.е. американцы относятся к своим соперникам отчетливо положительнее, а греки нейтральнее.

 

нормы и культура – предыдущая  |  следующая – правила

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление