Яндекс.Метрика

Ожидания

Наши ожидания отражают прошлый жизненный опыт. Поскольку в разных культурах у людей есть огромные различия в жизненном опыте, можно предположить, что культуры различаются по своим ожиданиям. Если уровень ВВП на душу населения высокий, то люди ожидают за свой труд более высокой оплаты, чем, когда этот уровень низкий. Если все другие платят высокие налоги, то человек ожидает, что ему также нужно платить высокие налоги. Если мы будем анализировать экономические показатели, то обнаружим большие культурные различия в уровнях заработной платы и индексах налогового бремени.

Такие данные можно собрать, задавая вопросы типа: «Какова средняя продолжительность отпуска в вашей стране?». В некоторых странах таких вещей, как отпуск вообще не существует; в США –  общепринято две недели отпуска; в западной Европе – месяц. Обычаи такого типа оказывают большое влияние на формирование жизненного стиля. Несмотря на то, что нам, очевидно, надо иметь информацию подобного рода для понимания культуры, мы зачастую забываем поинтересоваться ей именно в силу ее очевидности.

 

Нормы

Нормы – это представления о том, что является правильным поведением для конкретной группы. Например, предположим два друга, Билл и Джой, работают на человека, который нанял их за 50 долларов для конкретной работы. Каким образом им следует разделить деньги? В Соединенных Штатах доминирует норма эквивалентности, поэтому ответ будет очевиден: они должны разделить деньги в соответствии с затраченными усилиями в общую работу. Однако, в других культурах, вероятнее всего, используются другие нормы. В подавляющем большинстве коллективистических культур наиболее  приемлемыми нормами являются равенство и потребность.

Например, пастухи Сардинии используют норму равенства. Они могут перефразировать эту норму, говоря «Бог хочет, чтобы каждый человек имел все поровну с другими; если кто-то имеет больше, то мы у него отбираем (т.е. крадем), чтобы выполнить волю Божью». Норма использования кражи для перераспределения конечно несовместима с итальянским законодательством. Однако пастухи используют ее на протяжении многих веков, задолго до появления Италии как государства.

Аналогичную ситуацию можно обнаружить во многих других культурных группах, где законы государства воспринимаются населением как нереалистичные, или не согласующиеся с традициями. Найдер (Nader, 1975) приводит несколько примеров не только из Сардинии, где кража крупного рогатого скота не считается преступлением (стр. 155), но и из других культур. В таких ситуациях существуют две нормативные структуры: одна состоит из традиционных норм, другая отражает законы государства. Баски против Испании и ирландские республиканцы против Британии – это две исторические ситуации из многочисленных примеров подобного рода. В этих случаях население культурно не интегрировано в единую страну и  группы находятся в состоянии «рабочего недопонимания» (Найдер, 1975, стр. 157) со своим правительством. Если мы будем помнить, что люди могут иметь дело с двумя или более нормативными системами, то, возможно, лучше поймем поведение меньшинств во время расовых бунтов в США.

Я лично симпатизирую этим группам, поскольку во время Второй мировой войны жил в Греции, оккупированной немцами. У нас греков были свои представления и нормы о том, как себя вести (например, слушать по радио новости ВВС); законы, которые ввела для нас Германия (слушание ВВС считалась преступлением), находились в противоречии с нашими нормами.

Теперь давайте возвратимся к нашим друзьям, Биллу и Джою, которые должны поделить между собой 50 долларов. Они могут использовать норму равенства. Поскольку Билл и Джой являются друзьями, то почему не поделить деньги поровну? Они могут выбрать также норму удовлетворения актуальной потребности: родители Билла богатые люди и он не сильно нуждается  в деньгах, тогда как родители Джоя бедные люди, поэтому в деньгах он нуждается больше.

Можно использовать и другие принципы распределениия. В ряде культур люди обращают большое внимание на то, «кем является другой человек». Так, например, сын известных родителей «естественно» должен получить большую долю от 50 долларов. В других культурах обращают внимание на достижения и достоинства людей, на их способности и целеустремленность. Они могут договориться, что тот, кто обладает большей способностью, получает большую долю; или решить – тот, кто явно прикладывал больше усилий (даже если его конечный результат был не так высок), должен получить больше. В иных культурах может учитываться спрос и предложение на рынке труда. И друг, у которого нет достаточно навыков и умений в предложенной работе, должен получить меньшую долю. Кроме этого, есть культуры, в которых главное внимание уделяется общему благополучию. Если интересы общего блага требуют эквивалентного распределения 50-ти долларов, то в этом нет никакой проблемы – это отлично. В большинстве культур взаимодействие на основе взаимности, является очень важным. Если Билл оказал Джою поддержку (отдал ему предпочтение), то это будет влиять на распределение 50-ти долларов. Наконец, норма может устанавливать, что никто не может получить меньше определенной доли, безотносительно к вкладу и другим факторам, поскольку получение меньшей доли – это явно несправедливо (Дойч, 1975). Короче говоря, то, что является эквивалентным в одной культуре, может не являться таковым в другой.

 

оценочный фактор – предыдущая  |  следующая – нормы и культура

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление