/     /  
Глава 3. Вопросники как метод исследования личности (продолжение)

Глава 3. Вопросники как метод исследования личности (продолжение)

Что же касается сравнения самих вопросников Айзенка и Кеттела, то описание индивида с помощью многофакторного вопросника Кеттела, ко­нечно, предоставляет возможности получения гораздо большего количества важной информации, чем вопросник Айзенка, который дает оценку только по двум-трем переменным. К характеристике личности по Айзенку могут быть привлечены еще и «черты» круга Айзенка (в соответствии с показателями испытуемого по двум основным переменным, если оценки по ним находятся достаточно близко к периферии круга). Возможно также выделение некото­рых, указываемых автором, первичных черт из вопросов EPI или PEN, однако их сравнительно небольшое количество да и то, что они не были зара­нее дифференцированы с этой целью, не обеспечивают характеристику «пер­вичных» черт личности с той полнотой и систематичностью, как вопросник Кеттела. Таким образом, если говорить о возможности представления лич­ности испытуемого как многоуровневой структуры, то преимущество вопрос­ника Кеттела перед вопросником Айзенка становится совершенно явным.

Мы остановились здесь на вопросниках Кеттела и Айзенка более подробно потому, что нередко встречаются случаи (даже в публикациях) неграмотного их применения, а чаще —непони­мания необходимости чрезвычайной осторожности выводов, ко­торые можно делать на основе их использования ввиду незавер­шенности их адаптации.

Миннесотский многомерный личностный перечень, или MMPI,— еще один очень известный и широко используемый, особенно в медицинской психологии, вопросник. Если вопрос­ники Кеттела и Айзенка построены на основе «внутренних» кри­териев, т. е. факторного анализа, исходящего из корреляций между различными свойствами личности, то для создания MMPI были выбраны «внешние» критерии — ответы испытуемых опре­деленных клинических групп (согласие или несогласие их с оп­ределенными утверждениями, которых в MMPI всего 550). MMPI был предложен в 40—50-х годах. S. Hathaway и J. Мс-Kinley (1951), клиническим психологом и психиатром Миннесотского университета. Предназначенный для измерения «всех наиболее важных параметров личности», этот тест был вначале ориентирован прежде всего на клинический диагноз, т. е. пред­полагалось, что, будучи построенным на ответах пациентов, клинические диагнозы которых устанавливались авторитетной комиссией из психиатров (с их помощью больные были подо­браны по основным психопатологическим группам согласно но­зологической классификации Крепелина), вопросник может быть использован в последующем для диагностики соответ­ствующих пациентов и групп. Однако это ожидание не оправ­далось, особенно в отношении отдельных шкал вопросника. Выше оказались диагностические возможности всего «профиля личности», построенного на основе оценок испытуемого по всем так называемым основным, или базисным, шкалам, хотя интер­претация такого профиля оказалась делом достаточно сложным, требующим и опыта, и известного искусства интерпретатора. Вместе с тем вскоре выяснилось, что вопросник может иметь большую ценность как для характеристики личности испытуе­мого, так и для оценки его состояния, причем, что особенно важно, его можно применять к одному и тому же испытуемому практически сколько угодно раз, фиксируя изменения состоя­ния в динамике, при этом надежность его в характеристике лич­ности будет только повышаться, так как появится возможность дифференцировать то, что определяется состоянием или каким-либо воздействием, от постоянно присущих данному индивиду свойств. Все это привело к тому, что вопросник завоевал боль­шую популярность и количество публикаций, посвященных ему, стало быстро нарастать, перевалив уже к началу 60-х годов за тысячу, в настоящее время их значительно более 2 тысяч.

Адаптация MMPI у нас в стране началась в середине 60-х годов. Первыми были публикации Ф. Б. Березина и М. П. Мирошникова (1967, 1969). Модифицированный ими ва­риант MMPI они ограничили 384 утверждениями (только теми, которые входят в 10 базисных и 3 контрольных шкалы). Прове­дена рестандартизация теста на отечественной норме, и хотя группа стандартизации не очень велика (250 мужчин и 250 жен­щин), но отбор испытуемых производился более строго и си­стематически, чем это делали авторы оригинального теста. По­лучены новые стандарты, отличающиеся от американских (сле­дует сказать, что сравнение результатов рестандартизации MMPI в ГДР и Венгрии, опыт работы с методикой у нас в стране —- независимые данные, полученные в Москве, Ленин­граде и Каунасе, так же как данные Ф. Б. Березина и М. П. Мирошннкова, свидетельствует об их большей близости между собой, чем с американскими стандартами). Оригинальная и хо­рошо обоснованная интерпретация шкал MMPI, предложенная Ф. Б. Берсзнпым и М. П. Мирошниковым, выгодно отличается от сугубо эмпирической и несколько эклектической системы интерпретации американских авторов цельностью, вытекающей из единого принципа этой интерпретации, а именно — оценки профиля с точки зрения адаптированное личности или нару­шений ее адаптации. Главными симптомами и признаками на­рушения адаптации, преобразующими основные шкалы и весь профиль MMPI, рассматриваются тревога и депрессивные тен­денции как субъективное отражение нарушения психологиче­ского и психофизиологического равновесия, механизм психиче­ского стресса, лежащего в основе большей части психопатоло­гических проявлений [Бсрезин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В., 1976]. В соответствии с этой концепцией шкалы и ин­терпретируются, и переименовываются: шкала 1 (Hs — «ипо­хондрия»)— в шкалу «соматизации тревоги», шкала 3 (Ну «истерия») — в шкалу «вытеснения факторов, вызывающих тре­вогу», шкала 7 (Pt — «психастения») — в шкалу «фиксации тре­воги и ограничительного поведения», шкала 9 (Ма — «гипома-нпя») —в шкалу «отрицания тревоги и гипоманиакальных тен­денций». Остальные шкалы также рассматриваются с точки зрения разных форм модификации поведения, вызываемых эмо­циональным напряжением вследствие нарушения адаптации. Тщательная стандартизация и оригинальная интерпретация де­лают «Методику многостороннего исследования личности», как назвали свою модификацию авторы, цепным инструментом психодиагностики, что они и демонстрируют на примерах использования ее в психофармакологии и психофизиологии, а также при психогигиенических исследованиях студентов (в том же издании). К недостаткам этого вопросника следует отнести его сокращенную форму (что, впрочем, в некоторые случаях, например ограниченного времени обследования, может обернуться и достоинством). Однако это закрывает возможность использования пли создания новых, так называемых дополни­тельных, шкал MMPI, которые могут оказаться очень полез­ными для характеристики некоторых свойств личности как в норме, так и при  патологии. Другим недостатком, на наш взгляд, является изменение формы утверждений от первого лица (как в оригинале) в форму второго лица, что может сни­зить «проективный» характер утверждений испытуемого.

вопросник EPI - предыдущая | следующая - методика определения уровня невротизации и психопатизации

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)