/     /  
Интеллект

Интеллект

7. Уровень умственного развития (интеллигентность, интеллект)

Хорошее или плохое мышление обычно связывают с понятиями интел­лигентности или интеллекта. Мы не будем заниматься спорами, каса­ющимися этих двух понятий, во многом отличающихся друг от друга. Как правило, чаще применяют слово «интеллект» в качестве определе­ния адаптационной способности быстро и целесообразно реагировать на новую ситуацию (практическая интеллигентность), в то время как более узкое выражение «интеллигентность» применяют для обозначения вро­жденной способности индивидуального качества анализа и синтеза (ин­теллигентность теоретическая, качество мышления). Иногда бывает на­оборот.

Для того чтобы избежать этих противоречий, мы будем использо­вать термин «уровень умственного развития», который применяется все чаще и чаще.

Когда мы используем термин «уровень умственного развития» именно потому, что хотим избежать противоречивого применения тер­минов «интеллигентность» и «интеллект», то мы думаем о наглядной и ненаглядной интеллигентности, о способности к анализу и синтезу, ко­торые проявляются в первую-очередь мышлением, и именно логическим мышлением.

Существует много методов, устанавливающих процесс мышления: исследуемый должен определить, соответственно своему возрасту, неко­торые понятия или классифицировать понятия (опять в соответствии с возрастными нормами), создать понятие по установленной связи (пре­восходство, подчинения, разнозначность – старшие дети, например, та­ким образом, что они должны назвать ряд превосходных понятий к сло- вам-раздражителям: слива, груша, фрукты и т. п. Младшие дети получа­ют задание обозначить в ряде картинок предмет, не относящийся к остальным: например, в одном ряду изображены самокат, бегущий мальчик, велосипед и автомобиль. Следовательно, к средствам передви­жения не относится бегущий мальчик) (рис. 24 и 25). Ребенок должен соз­дать связи тождества и противоположности, аналогии, дополнения предложений с пропущенными словами, найти логические ошибки в предложениях, объяснить значение поговорки, рассказать сказку и т. п.

Пример рисунков

Тесты интеллекта

На основании иследованных реакций у большого количества лиц для практических целей были созданы так называемые тесты интеллекта (уровня умственного развития в более узком смысле слова). В качестве примера приведем хотя бы тест Равена – так называемый тест постепен­но прогрессирующих матриц. Он представляет собой пять рядов карти­нок, каждый из которых содержит двенадцать задач с постепенно увели­чивающейся сложностью (следовательно, в каждом из пяти так называ­емых сетов А, В, С, D, Е имеется 12 частичных задач). На каждом отдель­ном рисунке в верхней половине листа находится прямоугольник с раз­личными геометрическими фигурами внутри. В правом нижнем углу прямоугольника имеется свободное место. Под прямоугольником находятся два ряда форм (шесть или восемь), которые по форме и величине точно подходят к вырезу прямоугольника в качестве вероятных выбран­ных вкладок, каждая из этих вкладок имеет различный рисунок. Задача исследуемого найти в ряду этих шести или восьми вкладок ту одну ко­торая точно подходит к свободному месту (рис. 26). Предпосылкой пра­вильного решения является логическое рассуждение о том, по какому за­кону составлен рисунок в прямоугольнике, пустое место в котором мы должны заполнить. В каждом сете задания становятся все Труднее и труднее. Поэтому этот тест назван тестом прогрессивных матриц.

Образец из теста умственного развития

Коммуникативное значение речи – предыдущая | следующая – Квоциент интеллекта

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)