II. Некоторые направления в современной мировой психологии

Советский психолог Рубинштейн весьма принципиально отметил, что психология, развивавшаяся в XIX веке в качестве самостоятельной науки, по своим философским предпосылкам была еще наукой XVIII века. (Это мы продемонстрировали в главе об историческом развитии психологии.)

Начало XX века было периодом кризиса в психологии, борьбой за философскую основу и методологические принципы.

Мы уже упоминали о том, что неудовлетворительной была также модель психологии, стремящаяся превратиться в физику или химию в области психической жизни. Борьба велась именно против изоляции, механического понимания психической жизни, против квалификации и статичности более старой психологии, которая, как мы уже знаем, в ощущениях усматривала элементы психической жизни, «складывание» которых подчиняется ассоциативному закону так же, как физические явления подчиняются гравитационному закону.

В особенности это были глубинная психология, гештальтпсихология, духовно-научная психология, бихевиоризм и павловизм (советская рефлексология вообще), которые благодаря своим новым теориям знаменовали собой плодотворное начало, а иногда и ложные пути.

1. Глубинная психология

Это направление имело и имеет до настоящего времени решающее вли­яние на психологические теории на Западе и проникло и в медицину в виде психоаналитической психотерапии (влияние, которое коснулось некоторых работников и у нас). Название «глубинная психология» при­надлежит трем, в настоящее время уже только историческим направле­ниям (ожившим, однако, в других формах): психоанализу Фрейда, инди­видуальной психологии Адлера и аналитической психологии Юнга.

Глубинная психология понимает сознательную психическую жизнь только как выражение очень сложных, бессознательных и подсознатель­ных процесов человеческой личности, которые составляют ее собствен­ное ядро. Это ядро имеет характер влечений. Все современные модифи­кации (включая американскую и европейскую психосоматику) основаны на этом мнении.

а) Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939), родившегося в моравском Пржиборе, вначале был лечебным методом неврозов и осо­бенно истерии. Затем он стал научно-исследовательским методом и, на­конец, самостоятельной дисциплиной, которая сделала попытку фило­софского объяснения человеческой культуры и смысла жизни вообще! Можно сказать, что психоанализ был сначала открытием катартической абреакции невротических симптомов. Ее развитие описал сам Фрейд в своей автобиографической книге «О себе и о психоанализе» (1946). Началом явилось обобщение того, чему научился у Шарко в Сальпетриере (исследование связей между гипнозом и неврозом), и того, что прояви­лось во врачебном опыте выдающегося венского врача Иоз. Брейера, ле­чившего в 1880-1882 году с помощью гипноза одну больную, страдав­шую истерическими параличами и контрактурами. В гипнотическом сне больная находила взаимосвязи между симптомами заболевания и травматизирующими обстоятельствами из ее жизни, оттесненными в подсоз­нание и неосознанными в состоянии бодрствования. В гипнотическом сне больная на эти связи реагировала бурным аффектом, «завершала подавленный психический процесс», отреагировала на напряжение, про­изошел «катарзис». (Необходимо сказать, что аналогичные результаты получил одновременно и Жане). После предварительного сообщения «О психическом механизме истерических явлений» (1893) и после опублико­вания книги «Исследования истерии» в 1895 году Брейер с Фрейдом ра­зошлись. (Стоит упомянуть о том, что наш соотечественник Юлиус Зейер в своем произведении «Стратоника» «открыл» за год до появления основного сообщения Фрейда подавление, символику сновидений, а так­же и анализ и теорию невроза, интерпретированную психоаналитиче­ски). Сам Фрейд в дальнейшем развил свое учение примерно следу­ющим образом: он пришел к тому убеждению, что невротические явле­ния не вызываются любыми аффективными возбуждениями, а как прави­ло, только возбуждениями сексуального характера, актуальными сексу­альными конфликтами или дополнительно влияниями ранее пережитых сексуальных впечатлений, и стал рассматривать неврозы как расстройства сексуальной функции.

Абреактивный катарзис в гипнозе он заменил разбором психической жизни (психоанализом) так, что отказался от гипноза как от лечебного средства и создал метод свободных ассоциаций (которые больной вос­производил, лежа на койке с закрытыми глазами), а позднее – метод объяснения сна, имеющего, по его мнению, свою (сексуальную) симво­лику, представляющего собой исполнение желания (сексуального) и являющегося, таким образом, «королевской дорогой в подсознание». Следовательно, задачей психоаналитика является обнаружение при по­мощи анализа причины подавляемых впечатлений, познание того, как и почему цензура «Я» подавила инстинктивные тенденции.

Больной при этом сопротивляется, иногда даже переносит на врача свою ненависть (перенос, transfer) вследствие инстинктивного недостат­ка сексуальных впечатлений. Сопротивление пропорционально силе подавляемых впечатлений, которые Фрейд относит к периоду детской сексуальности. Сексуальная функция, вначале аутоэротическая (отсюда происхождение нарцизма), проходит в своем развитии через определен­ные стадии: оральную, садистическоанальную и, наконец, генитальную. Сексуальную энергию Фрейд означает термином «либидо», развитие ко­торого не всегда происходит в вышеуказанном порядке. Иногда проис­ходит фиксация либидо на определенном уровне развития. Если произ­ойдет подавление, то наступает регресс, либидо возвращается к местам фиксации, и это играет решающую роль и для формы невроза.

 

чешская психология – предыдущая | следующая – Фрейд