/     /  
Глава 11. Групповые методы психотерапии и психокоррекции (продолжение)

Глава 11. Групповые методы психотерапии и психокоррекции (продолжение)

В настоящее время большинство исследователей процесса групповой психотерапии, а также практики в этой области описывают специфический фазный характер группового психо­терапевтического процесса, который обнаруживается как па уровне общегрупповых параметров, так и на уровне индивиду­ально-психологических показателей. Существование различных схем определяется как разными теоретическими ориентациями, так и различными параметрами, исследование которых послу­жило основанием для выделения определенных фаз группового психотерапевтического процесса. Однако на описательном уровне у большинства авторов в этом вопросе обнаруживается больше сходства, чем различий. Первая фаза психотерапевти­ческого процесса представляет собой момент образования группы как целого и совпадает с моментом поступления паци­ента в лечебное учреждение. Пациенты имеют различные уста­новки и ожидания по отношению к лечению: более или менее реалистичные, оптимистические или пессимистические, направ­ленные на выздоровление или амбивалентные, но практически почти для всех пациентов вначале характерны преувеличение роли фармакотерапии и симптоматических методов лечения, стремление перенести ответственность за результаты лечения на врача, непонимание значения собственной активной роли в достижении выздоровления, ожидание от врача директивной роли руководителя. Такие установки проявляются и выражаются в надежде на различного рода направляющие инструкции психо­терапевта. Не соответствующее ожиданиям пациентов поведение психотерапевта может вызвать тревогу у членов группы и соз­дает в ней довольно высокий уровень напряжения. Зачастую можно выделить начальный период этой фазы, носящий иной характер и представляющий собой период псевдосплоченности. Если группа состоит из достаточно активных пациентов, имею­щих сходный социальный статус, близкие проблемы, то пе­риод предварительного знакомства (представление пациентов в группе, когда каждый из участников группы коротко рас­сказывает о себе), занимающий обычно в целом 30—40 мин на первом занятии, может растянуться на несколько занятий и превратиться в длительный рассказ пациента, направленный на «драматизацию», на утрированное подчеркивание объектив­ных причин своего заболевания. На этом фоне порой формиру­ется псевдосплоченность, препятствующая выработке психоте­рапевтических групповых норм. Псевдосплоченность может сформироваться и на другой основе: например, какому-либо из членов группы отводится роль «козла отпущения», на кото­ром длительное время непродуктивным образом концентриру­ется внимание группы. Однако группа, развитие которой ха­рактеризуется наличием такого периода, неизбежно приходит к разочарованию в этой позиции и пониманию ее непродуктив­ности. Задача психотерапевта в этот период заключается в том, чтобы помочь группе вскрыть подлинный смысл этой ситуации, показать ее защитный характер, сходность с позициями паци­ентов в реальной жизни, ее конфликтогенность и непродуктив­ность в реальном жизненном общении и функционировании. Выход из этой ситуации сопровождается повышением уровня напряжения в группе. Однако группа приобретает опыт анализа и понимания возникающих в ней отношений.

Вторая фаза группового психотерапевтического процесса характеризуется высоким уровнем напряженности. Если в пер­вой фазе, испытывая напряжение, члены группы ведут себя чаще всего пассивно, обнаруживая лишь свои ожидания по от­ношению к активности психотерапевта, то во второй фазе на­пряжение может становиться более активным, аффективно за­ряженным, даже с некоторыми агрессивными тенденциями. В таких случаях агрессивные чувства, переживаемые членами группы, могут направляться на психотерапевта, как на чело­века, якобы оторванного от группы, не желающего ей помочь, плохо, по мнению пациентов, справляющегося со своими обя­занностями. Однако группа не всегда открыто выражает свои чувства по отношению к психотерапевту, поскольку часто рас­сматривает его как официальное лицо, стоящее «вне критики», выражение агрессивных чувств к которому является «запрет­ным». Тогда в качестве объекта приложения этих чувств мо­жет быть выбран кто-либо из пациентов либо сам метод лече­ния, как бы безотносительно к психотерапевту. Важно в этот период, чтобы члены группы вербализовали свои переживания относительно психотерапевта и своих ожиданий по отношению к нему.

Анализ сложившейся в группе ситуации определяет начало третьей фазы групповой психотерапии, в процессе которой на­чинаются структурирование группы, выработка норм и целей. Возникают активность, самостоятельность и ответственность членов группы в отношении себя самого и группы в целом. Формируется сплоченность, которая является важнейшим усло­вием функционирования психотерапевтической группы. Совмест­ная деятельность по разрешению кризисной ситуации, в кото­рой большинство пациентов испытывали сходные чувства и разрешали ситуацию сходным путем, совместная выработка групповых норм делает для пациентов более естественным про­цесс принятия групповой «культуры». Таким образом, у пациен­тов развиваются чувство принадлежности к группе, ответствен­ность за ее функционирование. В ответ пациент получает приз­нание группы, что оказывает в дальнейшем большое влияние на изменение самооценки и повышение степени самоуважения, а это, в свою очередь, увеличивает привлекательность группы для каждого отдельного пациента и способствует дальнейшему развитию групповой сплоченности.

 

групповой баланс - предыдущая | следующая - групповая дискуссия

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

 

Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)