Стродбек (Strodtbeck, 1964) указал на преимущества использования естественных экспериментов, которые предоставляют культуры для изучения социального поведения. Некоторые переменные имеют более широкий спектр проявлений в других культурах, в отличие от нашей. Например, Вейтинг (Whiting, 1968) отметил, что на Западе существует линейная зависимость между возрастом ребенка, в котором его прекращают кормить грудью, и предполагаемой степенью оценки его тревожности в более позднем возрасте. Чем больше возраст отнятия от кормления грудью, тем сильнее тенденция, что позднее ребенок станет более тревожным.
Однако этот вывод основан на том факте, что в американской культуре детей прекращают кормить грудью преимущественно в возрасте шести месяцев. Если посмотреть на другие культуры, обнаружим, что кривая «возраст отнятия от груди – степень тревожности» возрастает линейно только до возраста восемнадцати месяцев, а после этого порядок этой зависимости меняется на обратный.
Поэтому в целом эта зависимость имеет криволинейный характер: чем больше возраст отнятия от груди, тем выше тревожность до восемнадцати месяцев, и меньше – после восемнадцати месяцев. Таким образом, дети, которых отняли от кормления грудью в возрасте тридцати шести месяцев, будут не более тревожными, чем дети, которых отняли от груди в возрасте первых недель жизни.
Вспомним пример, приведенный в первой главе – в некоторых африканских культурах, где широкое распространение имеет муха Цеце, отнятие детей от кормления грудью происходит в возрасте около тридцати шести месяцев. Конечно, проблема тревожности детей, связанная с возрастом их кормления грудью – это не та проблема, которая заботит людей в этих культурах! И если бы миссионеры и врачи-педиатры, работающие в Африке, опирались только на американские данные, они, скорее всего, строго бы рекомендовали не кормить детей грудью до тридцати шести месячного возраста. Но это был бы неправильный, ошибочный совет.
Проблема с психологическими исследованиями в Соединенных Штатах состоит в том, что мы не можем варьировать изучаемые переменные выше тех пределов, которые являются естественными для нашей культуры. Государственные наблюдательные советы, которые дают добро на проведение исследований, прежде чем исследователи начинают сбор данных, стремятся убедиться в том, что они не будут подвергать испытуемых необоснованному риску. За редким исключением необходимости проведения очень важных научных исследований, мы получаем разрешение на проведение работ только тогда, когда наши испытуемые не будут подвергаться никакому риску в ходе эксперимента или, в крайнем случае, только «риску в рамках обычной жизни». Наши профессиональные этические кодексы (Американская психологическая ассоциация, 1973; Tapp, Kelman, Triandis, Wrightsman, Coehlo, 1974) также требуют, чтобы исследовательи избегали ставить испытуемых в стрессовые условия.
Однако культуры настолько сильно отличаются друг от друга, что действие, считающееся неэтичной манипуляцией в одном месте, может оказаться вполне естественным делом в другом. Например, эксперимент, в котором детям не будут позволять посещать школу, по всей видимости, у нас будет считаться неэтичным. Но, к сожалению, во многих культурах дети не имеют возможности посещать школу вообще; поэтому в таких условиях этически приемлемо изучить и проверить последствия такой депривации.
культурно-специфические аспекты – предыдущая | следующая – культурные изменения
Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление