/     /  
Возрастные особенности восприятия и категоризации эмоций

Возрастные особенности восприятия и категоризации эмоций

Последняя группа слов, представленных на рис.5, демонстрирует специфическую возрастную динамику в их понимании. Если в младших классах (с 1-го по 5-й, т.е. до 10 лет) эти слова понимаются примерно в той же степени, чю и для группы слов рис. 1, то при переходе в подростковый возраст (6-8 классы), который характеризуется половым созреванием, бурным ростом самосознания и рефлексии, переосмыслением своей социальной роли, обнаруживается всплеск почти до первоначального уровня процента учащихся, плохо понимающих данные слова. По-видимому, слова этой группы, описывающие любовь и связанные с ней чувства, в этом возрасте заново переосмысливаются.

Таким образом, полученные данные говорят о том, что когнитивное развитие, становление семантических структур эмоциональных категорий происходит на протяжении всего периода обучения в школе (детский и подростковый возраст), в то время как способность непосредственного восприятия эмоций в речи другого человека формируется гораздо раньше, по крайней мере, еще в дошкольный период. Как отмечал еще Л.С. Выготский (1983), существенные стадиальные изменения познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства и отрочества, необходимо связаны с глубокими изменениями мотивационно-эмоциональной сферы личности ребенка. Развитие эмоций, как отмечают А.Н. Леонтьев (1975) и Л.И. Божович (1978), тесно связано с развитием мотивов поведения, с появлением у ребенка новых потребностей и интересов. Именно этим, как представляется, можно объяснить факт трансформации некоторых понятий при сохранении без изменения соответствующей чувственной основы, появление нескольких различных слов для обозначения одного и того же эмоционального переживания. Эмоциональные категории не просто фиксируют чувственный эмоциональный опыт, который исчерпывающе и достаточно рано представлен в способности непосредственного восприятия эмоций (в том числе по звучащей речи другого человека) и который описывается предлагаемой четырехмерной сферической моделью эмоций, но выражает в языковой форме постоянно развивающуюся систему мотивации и появление новых аспектов отношений (прежде всего социальных), что предполагает и появление новых «социальных» или высших человеческих чувств.

Эти новые чувства, с одной стороны, фактически базируются на первичных эмоциях, в некотором смысле дублируют их, поэтому общая структура эмоциональных категорий, описывающих как высшие, так и первичные эмоции укладывается в одну и ту же систему признаков - семантическое пространство эмоций взрослого человека и пространство чувственно воспринимаемых эмоций описывается одной и той же моделью. С другой стороны, разные слова для одной и той же эмоции необходимы, если они предполагают описание этого чувства на разных уровнях, характеризуют разную мотивационную направленность и качество регуляции (саморегуляции) деятельности и личности, хотя при этом может возникать одна и та же эмоция. Эти вновь формирующиеся понятия могут являться средством для особого психологического процесса регулирования деятельности человека, названного Л.В. Запорожцем и Я.З.Неверович (1974) процессом "эмоциональной коррекции" поведения. Внутренняя детерминация деятельности мотивацией осуществляется не непосредственно, а с помощью именно этого процесса. Это подтверждается выявленной динамикой в изменении содержания эмоциональных категорий, взаимосвязью развития личности, ее направленности и самосознания с типом мотивации, когнитивным развитием (Вартанова, 2002).

эмоциональные категории - предыдущая | следующая - наследуемость психологических черт

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)