canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Наследуемость психологических черт. Психогенетика и наследуемость психологических черт

Александр Романович Лурия и отечественная психогенетика (наследуемость психологических черт)

И.В. Равич-Щербо, H.Л. Сигал

Москва, Россия – Фуллертон, США

Наследуемость психологических черт интересовала российских исследователей и в конце XIX, и в начале XX века; она обсуждалась в связи с общеметодологическими вопросами, с проблемами онтогенеза психики и приложимости биогенетического закона к решению этих проблем, к изучению человеческих рефлексов, эмоций, инстинктов и т.д. Однако экспериментальные исследования в этой области начались только в 20-х годах XX века, в двух учреждениях: Бюро по евгенике, созданном при Академии наук в 1921г. (Петроград), и в Кабинет-лаборатории наследственности и конституции человека Медико-биологического института Главнауки (1928г., Москва). В первом использовался генеалогический метод, во втором – более информативный (как показали последующие годы) метод близнецов.

А.Р. Лурия начал работать в Медико-биологическом институте в 1933г. Исследование близнецов в Психологическом кабинете этого института началось до него, и в 1932 г. уже была опубликована статья М.С. Лебединского “Проблема наследственности в психологии и метод близнецов”, в которой анализировался и сам метод, и результаты, полученные автором при диагностике у близнецов разного возраста широкого спектра психологических характеристик: интеллекта, “опосредствованных процессов”, характера. В ней была констатирована и большая внутрипарная близость монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными по большинству показателей, но одновременно – и зависимость сходства близнецов от возраста и типа диагностируемой функции. Коротко упоминается и использование метода контрольного близнеца (для оценки эффекта двигательного тренажа). Однако эта работа, хотя и содержит ссылки на исследования “опосредствованных актов поведения” (Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева), в широкий контекст какой-либо психологической теории включена не была.

Такая программа изучения генотип-средовых (ГС) соотношений, основанная на отечественной концепции психического развития, началась примерно в те же годы в Медико-биологическом институте по инициативе Александра Романовича. Александр Романович работал в этом институте всего 4 года (в 1937 году институт был расформирован), но за этот небольшой срок он успел начать по крайней мере три очень продуктивных направления психогенетических исследований. Одно – наиболее фундаментальное – касалось изменений соотносительной роли наследственности и среды, связанных с онтогенетической изменчивостью самих психических функций. Второе – с использование метода контрольного близнеца – решало вопрос о развивающем эффекте разных способов обучения. Третье, хотя и реализованное на одной паре близнецов, дало уникальный материал, подтверждающий формирующее влияние тыка и речи на психические процессы и, кроме того, показавший, что близнецы являются своеобразной “группой риска” по психическому развитию.

Первое из этих направлений наиболее полно представлено в работе, сделанной в 1934г., частично опубликованной в 1936г. на анг лийском языке (luria, 1936), а на русском – только в 1962г. (Лурия, 1962). Полностью же рукопись, хранящаяся в его личном архиве, опубликована только в 2002г. в журнале “Вопросы психологии” (Лурия, 2002). В этой же работе у близнецов трех возрастных групп (3-5, 6-8, 9-11 лет) оценивалась “общая одаренность” по тесту Бине, и в двух группах – 5-7 и 11-13 лет три вида памяти: “элементарное оптическое запоминание” геометрических фигур, “простое припоминание” предъявленных слов и опосредствованное запоминание слов . В обоих случаях – при исследовании и интеллекта, и памяти – была обнаружена возрастная динамика генетической обусловленности. Применительно к интеллекту она тем выше, чем старше возрастная группа (и это вполне соответствует данным современной психогенетики); в мнемических процессах ситуация более сложная: элементарная память генотипически обусловлена в обоих возрастах, опосредствованное же упоминание обнаруживает зависимость от генотипа только у дошкольников.

эмоциональная коррекция – предыдущая | следующая – близнецовый метод

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

Яндекс.Метрика