canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Эмоциональная коррекция. Понятие эмоциональной коррекции

Возрастные особенности восприятия и категоризации эмоций

Последняя группа слов, представленных на рис.5, демонстрирует специфическую возрастную динамику в их понимании. Если в младших классах (с 1-го по 5-й, т.е. до 10 лет) эти слова понимаются примерно в той же степени, чю и для группы слов рис. 1, то при переходе в подростковый возраст (6-8 классы), который характеризуется половым созреванием, бурным ростом самосознания и рефлексии, переосмыслением своей социальной роли, обнаруживается всплеск почти до первоначального уровня процента учащихся, плохо понимающих данные слова. По-видимому, слова этой группы, описывающие любовь и связанные с ней чувства, в этом возрасте заново переосмысливаются.

Таким образом, полученные данные говорят о том, что когнитивное развитие, становление семантических структур эмоциональных категорий происходит на протяжении всего периода обучения в школе (детский и подростковый возраст), в то время как способность непосредственного восприятия эмоций в речи другого человека формируется гораздо раньше, по крайней мере, еще в дошкольный период. Как отмечал еще Л.С. Выготский (1983), существенные стадиальные изменения познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства и отрочества, необходимо связаны с глубокими изменениями мотивационно-эмоциональной сферы личности ребенка. Развитие эмоций, как отмечают А.Н. Леонтьев (1975) и Л.И. Божович (1978), тесно связано с развитием мотивов поведения, с появлением у ребенка новых потребностей и интересов. Именно этим, как представляется, можно объяснить факт трансформации некоторых понятий при сохранении без изменения соответствующей чувственной основы, появление нескольких различных слов для обозначения одного и того же эмоционального переживания. Эмоциональные категории не просто фиксируют чувственный эмоциональный опыт, который исчерпывающе и достаточно рано представлен в способности непосредственного восприятия эмоций (в том числе по звучащей речи другого человека) и который описывается предлагаемой четырехмерной сферической моделью эмоций, но выражает в языковой форме постоянно развивающуюся систему мотивации и появление новых аспектов отношений (прежде всего социальных), что предполагает и появление новых «социальных» или высших человеческих чувств.

Эти новые чувства, с одной стороны, фактически базируются на первичных эмоциях, в некотором смысле дублируют их, поэтому общая структура эмоциональных категорий, описывающих как высшие, так и первичные эмоции укладывается в одну и ту же систему признаков – семантическое пространство эмоций взрослого человека и пространство чувственно воспринимаемых эмоций описывается одной и той же моделью. С другой стороны, разные слова для одной и той же эмоции необходимы, если они предполагают описание этого чувства на разных уровнях, характеризуют разную мотивационную направленность и качество регуляции (саморегуляции) деятельности и личности, хотя при этом может возникать одна и та же эмоция. Эти вновь формирующиеся понятия могут являться средством для особого психологического процесса регулирования деятельности человека, названного Л.В. Запорожцем и Я.З.Неверович (1974) процессом “эмоциональной коррекции” поведения. Внутренняя детерминация деятельности мотивацией осуществляется не непосредственно, а с помощью именно этого процесса. Это подтверждается выявленной динамикой в изменении содержания эмоциональных категорий, взаимосвязью развития личности, ее направленности и самосознания с типом мотивации, когнитивным развитием (Вартанова, 2002).

эмоциональные категории – предыдущая | следующая – наследуемость психологических черт

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

Яндекс.Метрика