Яндекс.Метрика

Возрастные особенности восприятия и категоризации эмоций (эмоциональные категории)

Индивидуальная структура знаний (соответствующая когнитивная схема) на тех же этапах развития оценивалась аналогично с помощью построения семантических пространств эмоциональных понятий. Ранее было показано, что слова, обозначающие эмоции (эмоциональные категории) структурируются взрослыми испытуемыми в системе тех же признаков, и которых описывается и восприятие эмоций (Вартанов, Вартанова, Птицына, 2001), и была построена 4-х мерная сферическая модель эмоциональных категорий. Обследование тех же 10-ти учащихся младших классов на основе индивидуальных экспериментов по многомерному шкалированию слов, обозначающих эмоции в русском языке (использовалось 30 понятий), позволило обнаружить существенные различия в способе категоризации эмоций детьми и взрослыми. Обнаружено, что детям младшего возраста было легче выполнять задание на восприятие эмоций, чем на сопоставление слов. При этом оказалось, что не все слова, обозначающие эмоции, им были одинаково хорошо понятны. Хотя в целом семантика эмоций также описывается четырехмерной сферической моделью эмоций, но дети плохо понимают значительное количество (иногда более 50%) эмоциональных категорий. В связи с этим при построении формальной модели нарушалась ее размерность – появлялись новые оси, соответствующие плохо понимаемым словам.

Специальное исследование степени знакомости эмоциональных категорий детям разных возрастов выявило интересные возрастные особенности становления системы понятийной ориентировки и возможностей рефлексии в эмоциональной сфере. Учащиеся с первого по восьмой классы в возрасте от 6 до 13 лет (всего 7 срезов, по 25-40 учащихся в каждом, с учетом параллельных классов) отметили, в какой степени им понятна каждая из 30 эмоциональных категорий по градациям: «Только слышал такое слово», «Не слишком уверенно знаю, что это значит», «Достаточно хорошо понимаю, что это значит». Процент детей, отметивших, что «Только слышали такое слово», усредненный по классам для четырех групп эмоциональных категорий представлен на следующих рисунках. Первая группа слов, как видно из рис. 2, достаточно быстро усваивается детьми – если в 1-ом классе от 5 до 35% детей плохо понимают эти понятия, то к 3-ему классу уже менее 10% детей по всем словам из этого списка могут плохо понимать их. В целом кривые по этим понятиям хорошо соответствуют классической кривой научения (наблюдается плавное умеш. шение числа ошибок). По-видимому, данные слова отражают базовые эмоции и чаще других употребляются в общении с взрослыми и сверстниками.

Другая группа слов, представленная на рис. 3., по-видимому, значительно реже употребляется (до 65% детей младшего возраста не понимают их). Эти слова в определенном смысле синонимичны (отражают степень выраженности) понятий из первого списка, но кроме того отражают и более сложные социальные отношения. Даже к 6-му классу (10-11 лет) еще у достаточно большого числа детей (более 10% и до 30%) они не сформировались в должной степени, не перешли в активный словарь.

Наибольшие сложности в этом смысле представляют два слова «Презрение» и «Смирение», которые представлены отдельно на рис. 4. Эти слова, описывающие высшие социальные и духовные чувства, плохо понимают от 65 до 75% первоклассников, и даже к 8-му классу (к 13 годам) более 20% учащихся продолжают их не понимать.

категоризация эмоций – предыдущая | следующая – эмоциональная коррекция

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание