Автор: Е.А. Сергиенко*
Москва, Россия
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 02-06-00180а
Экспериментальные исследования А.Р. Лурия, проведенные еще в 30-с годы, показали, что на разных этапах онтогенеза влияние генетических факторов на развитие одной и той же психической функции оказывается различным, что связано с качественной перестройкой психической деятельности ребенка. За последние годы это положение получило подробную аргументацию в психогенетических исследованиях, включая наше небольшое лонгитюдное исследование самого раннего психического развития близнецом и одиночнорожденных детей (Сергиенко, Рязанова, 1999).
В настоящее время проведены исследования 30 пар близнецов (15 МЗ и 15 ДЗ) по 8 возрастным срезам: 4, 8, 12, 18, 24, 30, 36 и 42 мес. Для сравнения исследовались одиночнорожденные дети (ОР) по тем же 8 возрастным срезам – всего 70 детей, часть из них – лонгитюдно. В российской психологии лонгитюдное исследование ранних периодов онтогенеза проводится впервые.
Объединение психологии развития и психогенетики выдвигает на первый план два вопроса. Первый вопрос состоит в том, изменяется ли наследуемость в процессе развития. Второй вопрос: как генетические факторы распределены на разных возрастных отрезках. При попытках ответить на эти вопросы наиболее значительные результаты получены в лонгитюдных исследованиях.
Задачами данного исследования являются изучение динамики генетико-средовой детерминация когнитивного развития и его составляющих, психомоторного развития, исследование контроля поведения и истоков индивидуальных различий. Одной из задач работы является также анализ изменений структуры когнитивных способностей в раннем онтогенезе и описание переходных периодов реорганизации.
Методы исследования. Для оценки развития младенцев использовался тест “Шкалы психического развития младенца” Н. Бейли, II редакции (BSID, 1993), имеющий шкалу ментального, психомоторного и поведенческого развития. Вычислялся индекс ментального (MDI), психомоторного (PD1) и поведенческого (BRS) развития ребенка по правилам, предусмотренным тестом. Процедура и возможности использования теста Бейли для оценки раннего развития близнецов разобраны в работе Е.А. Сергиенко с соавторами (1996). Исследование проводилось на дому в присутствии одного или обоих родителей. Программа предполагала тестирование детей и анкетирование родителей (опросник «День ребенка» Ж. Баллиги на определение темперамента, опросник на определение биологических и средовых факторов риска, поведенческих проблем и другие). Продолжительность одного исследования составляла от 3 до 4 часов. Весь процесс тестирования записывался на видеокамеру. Видеозаписи использовались при каждой обработке результатов исследования.
Были выделены также отдельные субшкалы ментального и психомоторного развития, описывающие основную структуру общих шкал психического развития (см. Сергиенко, Рязанова, 1999). Остановимся только на некоторых результатах исследования.
Полученные данные подтверждают отмеченную нами ранее тенденцию неравномерности как ментального, так и психомоторного развития: снижение показателей в возрастных диапазонах 4 и 18-24 месяца, несмотря на значительное увеличение выборки близнецов (см. табл. 1).
Таблица 1. Средние индексы ментального и психомоторного развития близнецовой выборки и выборки одиночнорожденных детей.
Возраст в месяцах | 4 | 8 | 12 | 18 | 24 | 30 | 36 | 42 |
Средние индексы ментального развития | ||||||||
Близнецы | 89 | 93 | 94 | 90 | 82 | 90 | 93 | 97 |
Одиночнорожденные | 97 | 101 | 106 | 99 | 103 | 109 | 111 | 109 |
Одиночнорожденные (Kamel et l., 1997, USA) | 102 | 101 | 105 | 97 | 92 | * | * | * |
Одиночнорожденные с повреждениями мозга (Kamel et l., 1997, USA) | 97 | 96 | 95 | 85 | 79 | * | * | * |
Средние индексы психомоторного развития | ||||||||
Близнецы | 86 | 87 | 97 | 93 | 87 | 91 | 102 | 102 |
Одиночнорожденные | 95 | 107 | 106 | 101 | 100 | 108 | 112 | 101 |
Различия статистически значимы (р<.05). Отставание близнецов в психическом развитии от ОР сверстников – факт известный и объясняемый, как правило, двумя причинами: факторами биологического риска в пренатальном и перинатальном периодах, следствием чего является более низкий вес при рождении и недоношенность, и факторами психологического риска – близнецовой ситуацией развития, что неоднократно обсуждалось в литературе. Однако проведенные корреляционный и факторный анализы обнаружили, что факторы биологического риска связаны с показателями ментального развития только в возрасте 4 мес. у ОР и ДЗ детей и до 12 мес. – у МЗ близнецов. То есть существуют разные сроки нивелирования факторов биологического риска у МЗ и ДЗ близнецов и ОР детей. Падение индексов ментального и психомоторного развития в районе 18- 24 мес. не связано с влиянием факторов биологического риска.
влияния генотипа – предыдущая | следующая – переходный возраст в развитии
А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание