canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

В переходный период развития увеличивается вклад генотипа. Принципиальные изменения в развитии в переходный период.

Динамика психического развития: онтогенетический и психогенетический аспекты (продолжение)

Мы предположили, что именно в этом возрастном диапазоне происходит реорганизация ментальных и психомоторных способностей. Приведем аргументы в пользу нашей гипотезы.

Возрастные снижения средних показателей развития по выборкам сопровождается колебаниями вариабельности: сначала падение, а затем рост. Эти периоды падения показателей развития являются начальными периодами становления в развитии новых функциональных систем психической организации.

Факторный анализ ментальных и психомоторных составляющих развитии показал, что в переходные периоды наблюдается диффузность факторных структур, которая сменяется большей дифференцированностью (табл.2)

Таблица 2. Факторная размерность показателей ментального (MDI) и психомоторного (PDI) развития у детей в трех выборках по 8 возрастным срезам.

Одиночнорожденные дети (MDI)
Возраст (мес) 4 8 12 18 24 30 36 42
Факторная размерность 3 2 2 2 1 2 2
ДЗ близнецы
Факторная размерность 3 3 1 1 2 1
МЗ близнецы
Факторная размерность 3 3 1 2 2 2
Одиночнорожденные дети (PDI)
Факторная размерность 1 2 1 1 2 1 2
ДЗ близнецы
Факторная размерность 2 2 1 1 2 1
МЗ близнецы
Факторная размерность 1 1 2 1 1 2

 

В табл. 2 факторные структуры более дифференцированного характера отмечены серым цветом. Буквой «р» помечается однофакторная структура с признаками внутреннего расслоения, то есть неоднородности составляющих : факторных весов, чтобы отличить их от «монолитных», недиффренцированных однофакторных структур.

Итак, при проверке статистической значимости различий между средними индексами в разные возрастные периоды были получены значимые различия в точках 18 мес. для ОР и 18- 24 мес. – для МЗ и ДЗ близнецов. Данные хорошо согласуются с нашей гипотезой о переходном периоде 18-24 мес.

Анализ динамики изменений средних показателей ментального и психомоторного развития и их стандартных отклонений при сравнении размерности, состава факторных структур трех групп детей показывает, что возраст 18-24 месяца – это возраст существенных изменений в структуре психической организации. Этим изменениям предшествует снижение дифференциации, снижение общего уровня ментального и психомоторного звития, снижение вариативности. Эта общая картина перехода полняется индивидуальными вариантами развития, которые мы наблюдали у трех групп детей, при более растянутых, «размазанных» процессах изменений и перестроек в развитии близнецов, особенно МЗ.

Именно в переходный период онтогенеза наблюдается увеличение генетического вклада: в 18-мес. – для ментального развития и в 12 мес. – для психомоторного вклада: в 18-мес. – для ментального развития и в 12 мес. – для психомоторного.

Сравнительные данные о показателях наследуемости Луизвильского лонгитюдного исследования близнецов и наши данные на ткущий период показывают неравномерность генетических влияний на ментальное развитие в первые 4 года жизни, и что особенно важно – резкое увеличение показателей наследуемости в 18 мес. Увеличение вклада генетических факторов в развитие интеллектуальной способности в переходном возрасте 6 лет было показано в работе М.С. Егоровой (Егорова и др., 1995).

Исходя из полученных данных можно предположить, что возраст 18- 24 мес. является переходным этапом раннего детства, обозначаемым как критический период. Внутренняя реорганизация структур способностей, обусловленная резким усилением генетических влияний, предшествует явным поведенчес­ким проявлениям. В то же время многие авторы отмечают принципиальные изменения в ментальном развитии детей именно в период 18-24 мес. (Пиаже, Мелтзофф, Кармилофф – Смит, Каган и др. – цит. по Courage, llowe, 2002).

Представленные в данной работе результаты указывают на необхо­димость пересмотра представлений о критических возрастах, движущих силах качественных  сдвигов в развитии ребенка. Междисциплинарный подход к данной проблеме – соединение психогенетики и психологии развития – кажется наиболее плодотворным для анализа принципиальных положений психологии.

 

лонгитюдное исследование – предыдущая | следующая – ЭЭГ у младенцев

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

Яндекс.Метрика