Динамика психического развития: онтогенетический и психогенетический аспекты.

Автор: Е.А. Сергиенко*

Москва, Россия

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 02-06-00180а

Экспериментальные исследования А.Р. Лурия, проведенные еще в 30-с годы, показали, что на разных этапах онтогенеза влияние генетических факторов на развитие одной и той же психической функции оказывается различным, что связано с качественной перестройкой психической деятельности ребенка. За последние годы это положение получило подробную аргументацию в психогенетических исследованиях, включая наше небольшое лонгитюдное исследование самого раннего психического развития близнецом и одиночнорожденных детей (Сергиенко, Рязанова, 1999).

В настоящее время проведены исследования 30 пар близнецов (15 МЗ и 15 ДЗ) по 8 возрастным срезам: 4, 8, 12, 18, 24, 30, 36 и 42 мес. Для сравнения исследовались одиночнорожденные дети (ОР) по тем же 8 возрастным срезам – всего 70 детей, часть из них – лонгитюдно. В российской психологии лонгитюдное исследование ранних периодов онтогенеза проводится впервые.

Объединение психологии развития и психогенетики выдвигает на первый план два вопроса. Первый вопрос состоит в том, изменяется ли наследуемость в процессе развития. Второй вопрос: как генетические факторы распределены на разных возрастных отрезках. При попытках ответить на эти вопросы наиболее значительные результаты получены в лонгитюдных исследованиях.

Задачами данного исследования являются изучение динамики генетико-средовой детерминация когнитивного развития и его составляющих, психомоторного развития, исследование контроля поведения и истоков индивидуальных различий. Одной из задач работы является также анализ изменений структуры когнитивных способностей в раннем онтогенезе и описание переходных периодов реорганизации.

Методы исследования. Для оценки развития младенцев использовался тест “Шкалы психического развития младенца” Н. Бейли, II редакции (BSID, 1993), имеющий шкалу ментального, психомоторного и поведенческого развития. Вычислялся индекс ментального (MDI), психомоторного (PD1) и поведен­ческого (BRS) развития ребенка по правилам, предусмотренным тестом. Процедура и возможности использования теста Бейли для оценки раннего развития близнецов разобраны в работе Е.А. Сергиенко с соавторами (1996). Исследование проводилось на дому в присутствии одного или обоих родителей. Программа предполагала тестирование детей и анкетирование родителей (опросник «День ребенка» Ж. Баллиги на определение темперамента, опросник на определение биологических и средовых факторов риска, поведенческих проблем и другие). Продолжительность одного исследования составляла от 3 до 4 часов. Весь процесс тестирования записывался на видеокамеру. Видеозаписи использовались при каждой обработке результатов исследования.

Были выделены также отдельные субшкалы ментального и психомотор­ного развития, описывающие основную структуру общих шкал психического развития (см. Сергиенко, Рязанова, 1999). Остановимся только на некоторых результатах исследования.

Полученные данные подтверждают отмеченную нами ранее тенденцию неравномерности как ментального, так и психомоторного развития: снижение показателей в возрастных диапазонах 4 и 18-24 месяца, несмотря на значительное увеличение выборки близнецов (см. табл. 1).

Таблица 1. Средние индексы ментального и психомоторного развития близнецовой выборки и выборки одиночнорожденных детей.

Возраст в месяцах 4 8 12 18 24 30 36 42
Средние индексы ментального развития
Близнецы 89 93 94 90 82 90 93 97
Одиночнорожденные 97 101 106 99 103 109 111 109
Одиночнорожденные (Kamel et l., 1997, USA) 102 101 105 97 92 * * *
Одиночнорожденные с повреждениями мозга (Kamel et l., 1997, USA) 97 96 95 85 79 * * *
Средние индексы психомоторного развития
Близнецы 86 87 97 93 87 91 102 102
Одиночнорожденные 95 107 106 101 100 108 112 101

 

Различия статистически значимы (р<.05). Отставание близнецов в пси­хическом развитии от ОР сверстников – факт известный и объясняемый, как правило, двумя причинами: факторами биологического риска в пренатальном и перинатальном периодах, следствием чего является более низкий вес при рождении и недоношенность, и факторами психологического риска – близнецовой ситуацией развития, что неоднократно обсуждалось в литературе. Однако проведенные корреляционный и факторный анализы обнаружили, что факторы биологического риска связаны с показателями ментального развития только в возрасте 4 мес. у ОР и ДЗ детей и до 12 мес. – у МЗ близнецов. То есть существуют разные сроки нивелирования факторов биологического риска у МЗ и ДЗ близнецов и ОР детей. Падение индексов ментального и психомоторного развития в районе 18- 24 мес. не связано с влиянием факторов биологического риска.

 

влияния генотипа – предыдущая | следующая – переходный возраст в развитии

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание