/     /  
Чувство собственной неполноценности

Чувство собственной неполноценности

Б. Взрослых людей мы пытаемся привести к положительному отно­шению к профилактике, реальному пониманию болезни, к сотрудни­честву с медицинскими работниками. Пытаемся искоренить предрассуд­ки и поверхностные и искаженные представления о причинах, прогнозе и лечении болезней путем санитарного просвещения, которое зачастую в связи с различием взглядов людей не может быть направлено слишком широко, а скорее на меньшие гомогенные группы, например, по роду де­ятельности, а также и индивидуально, например, при анамнезе, рекомендациях образа жизни и лечения, при выписке из больницы. Необходимо следить за тем, чтобы санитарное просвещение не оказало противопо­ложного действия, чем то, на которое оно было направлено, и чтобы не вело к ятрогении (см. соответствующие главы) как к одому из источни­ков страха.

В. Мы стараемся до наименьшей степени ограничить ситуации, вы­зывающие страх в медицинской среде (см. главу о психологии медицинс­кой среды). Если больной проявляет страх или тревогу, то расцениваем это как симптом его состояния. Иногда медицинский персонал не так расценивает эти проявления, реагируя на них словами: «Ну, как может так себя вести разумный и взрослый человек?», иронизирует над боль­ным или унижает его вместо того, чтобы искать причины его состояния. Иногда в неотложной ситуации бывает необходима консультация с пси­хологом или с психиатром. Интересно, что иногда именно те медицинс­кие работники, которые не понимают или отказываются понимать со­стояние страха и тревоги у своих больных, заболев, сами реагируют преувеличенно, со страхом, излишними опасениями, будто бы недоста­точное понимание и слабое сопереживание состояния других находится в связи с недостаточным пониманием самих себя и с пониженным само­контролем.

9. Чувство собственной неполноценности

Чувство собственной неполноценности является следствием самооценки больного, сравнивающего свое состояние, признаки своего заболевания и свои жизненные перспективы, с одной стороны, исходя из ситуации, бывшей перед болезнью или травмой, с другой стороны, исходя из ситу­ации здоровых людей. Следовательно, оно не развивается непосредст­венно из дефекта, травмы, а из отношения больного к дефекту, рас­стройству. Если речь идет о хроническом, серьезном, выраженном и не­эстетическом заболевании, то чувство собственной неполноценности в общем пропорционально болезни и не следует считать его патологиче­ским. Патологическим оно бывает в тех случаях, когда оно является не­соответствующим степени расстройства и болезни, например, малень­кая бородавка или шрам на лице вызывают у больного тяжелое депрес­сивное состояние. Чувство собственной неполноценности вытекает, во-первых, из физических расстройств и дефектов и, во- вторых, из психиче­ских расстройств или из свойств характера. Если исключить чувства собственной неполноценности у людей, перенесших серьезную психиче­скую болезнь, например, меланхолию, и в настоящее время являющихся вполне здоровыми, но полностью отдающими себе отчет в том, как ино­гда общество относится к лицам, лечившимся в психиатрической лечеб­нице, то мы можем указать на чувство собственной неполноценности, например, у колеблющихся, нерешительных людей, неспособных защи­щать свои интересы.

Люди с некоторым дефектом интеллекта, например, некоторые де­бильные личности, чувствуют презрительное и унизительное отношение окружающих к их дефекту и от этого страдают.

Чувство собственной неполноценности легко развивается у лиц, страдающих пониженной самооценкой уже перед заболеванием. Источ­ники такой пониженной самооценки часто можно найти уже в детстве. Мы узнаем о таком воспитании, которое ограничивало инициативу и са­мостоятельность ребенка, окружающие демонстративно недооценивали его, подчеркивая его ошибки, недостатки, неопытность и неуспехи, свойственные его возрасту, а с другой стороны, не высказывали похвалу и признание, когда ребенок этого заслуживал. Часто небольшой физиче­ский дефект или отклонение становится источником мучений для ребен­ка в обществе его сверстников: ожирение (см. пример, приведенный в главе об аутопластическом переживании болезни), рыжий цвет волос, дефект речи. Случайные или обусловленные личными свойствами харак­тера жизненные неудачи, например, в своей профессии, в эротических отношениях, могут стать факторами, ослабляющими такой индивид при дальнейшей встрече с новыми сложными ситуациями, например, с бо­лезнью или травмой.

Компенсацией чувства собственной неполноценности является соз­дание источника успокоения в качестве противовеса этому чувству. Ис­торическим примером в этом отношении может служить знаменитый оратор Демосфен, страдавший дефектом речи и устранивший его упорной тренировкой: он учился говорить на морском берегу, положив под язык камешки и стараясь перекричать шум волн. Перед второй мировой войной в Брно работала канцелярия по переписке и размножению текстов, которую создал и которой руководил «безрукий Франтик», энер­гичный человек с ампутированными до плеч руками, научившийся в совершенстве производить все личные и трудовые операции ногами. Причем, название «безрукий Франтик» он использовал намеренно с целью рекламы. Оба приведенных примера можно рассматривать как прямую компенсацию расстройства или дефекта. Компенсация может быть и непрямой, касающейся другой активности и области, которая не была поражена. Например, молодой человек, физически слабый и неловкий, старается выделиться в интеллектуальной деятельности или в сфере искусства (шахматы, математические соревнования, учеба, рисование и живопись). В отличие от естественных действий сильных ловких и талантливых людей, компенсация здесь характеризуется определенными чертами судорожности, что выражено тем сильнее, чем больше чрезмерных усилий необходимо употребить для достижения ее. Для такого судорожного типа компенсации применяют термин «гиперкомпенсация» (перекомпенсирование). В таких случаях база чрезвычайных усилий бывает очень узкой, после нагрузки легко наступает упадок сил или способ­ностей с последующей депрессивной психической реакцией. Компенса­ция более гармонично происходит в молодом возрасте, когда организм и нервная система легче приспосабливаются к переменам. В пожилом возрасте и особенно в старости попытка перекомпенсирования недо­статка может действовать патогенно; например, работник, у которого с возрастом убывают силы, не хочет признать в этом и компенсирует чувство собственной неполноценности усиленным трудовым напряжением, которое затем ускоряет развитие его сосудистых заболеваний.

Компенсация чувства собственной неполноцености может быть по­лезной для индивида и для общества, например, если это трудовая уси­ленная деятельность, учеба, искусство, полезные увлечения и «хобби», участие в общественной жизни; а может быть проблематичной или вред­ной, если это компесация при помощи алкоголя, усиленного курения, употребления лекарственных препаратов, летучих эротических пережи­ваний, вызывающих трудно разрешимые проблемы и конфликты.

Признаки страха – предыдущая | следующая – Психическая декомпенсация

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)