/     /  
К вопросу о внутренней картине афазии (больные с афазией)

К вопросу о внутренней картине афазии (больные с афазией)

В этой связи хочу подчеркнуть ряд положений, касающихся структуры и содержания личности, т.е. тех положений, которые наиболее важны для понимания нарушения или изменения личности у больных с афазией. Выделим условно первую группу важных для понимания и исследования афазии харак­теристик, относящихся к структуре и психологическому содержанию личности. Л.С.Выготский, критикуя представления о личности у ряда зарубежных исследователей, писал, что "метафизическая концепция личности ставит на голову реальное генетическое отношение личности, в которой не последнюю роль играет речь; создается метафизика личности, которая порождает из себя, из своей целестремительности - речь" (Выготский, 1956, с. 118). Изучая личность и личностные реакции человека, Л.С.Выготский также писал, что "мы имеем дело не с отдельными процессами, взятыми in abstracto..., но с личностью в целом, высшей личностью" (там же). Психологическое содержа­ние ее представлено смыслообразованием и личностным смыслом как частным случаем общего смыслообразования личности. Личностный смысл - это индиви­дуальное отражение действительности. Личностный смысл, по Л.С. Выготскому, - план индивидуального сознания субъекта, а самосознание - это отношение человека к самому себе. Оно включает образ самого себя, собственное Я. В этой связи изучение этих проблем - личностного смысла, самосознания, образа самого себя у больных с афазией - приобретает большой теоретический и практический интерес. Возникает вопрос, влияет ли нарушение речи на состояние этих характеристик личности у больных с афазией. Вторая группа характеристик личности касается ее связей, прежде всего, с социальной жизнью субъекта, продуктом которой она и является. В общей психологии выдвигается предположение о том, что если наступает резкое изменение социальной позиции субъекта, то это может привести к тяжелым изменениям личности. При афазии мы видим уже в клинической картине ее протекания и в поведении больного даже в инициальном периоде его заболевания те или другие изменения личности. Поэтому важным для понимания возможных нарушений личности при афазии является положение о том, что отход человека от обычных форм поведения, прерывание его деятельности создает тяжелую проблемно-конфликтную ситуацию, с которой мы нередко встречаемся в клинике афазии. C.Л. Рубинштейн писал, что если изменяется объективное внешнее взаимоотношение человека с окружающими его людьми, то оно, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое его сознание, его отно­шение к себе и к окружающим его людям (Рубинштейн, 1973). Именно это и наблюдается у больных с афазией, что требует специального и глубокого изучения, как одна из составляющих психологического содержания ВКА. Особый интерес для нас представляет условно третья группа характе­ристик личности, в которой обсуждается вопрос о целостности личности и о ее внутренних процессах, которые организуют субъективную реальность человека. Именно эта - внутренняя сторона личности мне представляется одной из важнейших проблем и задач для изучения изменений личности у больных с афазией, поскольку она может составить основу внутренней картины афазии и самоощущения субъекта с афазией. Однако не следует забывать о тесной взаимосвязи личности с ВПФ и формировании личности внутри ВПФ и в деятельности (Цветкова, 2002). Позволю себе напомнить о том, что Л.С, Выготский (1960) писал, что высшие психические функции характеризуются особым отношением к личности, они представляют активную форму в ее проявлении. Особенно хочу отметить важную роль речи, которая "является центральной функцией социальной связи и культурного поведения личности", и то, что "первоначальной функцией слова является социальная функция" (Выготский, 1960, с. 193-194). Именно этот важнейший высший психи­ческий процесс, каким является речь, и нарушается при афазии, причем нарушается не изолированно, а в системе с другими ВПФ. Как это может отразиться на личности больного с афазией, его самосознании, самоощущении его представлениях о себе и окружающем мире, его планах на будущее и общем поведении? Все это является важнейшим направлением в изучении афазии и прежде всего ее внутренней картины. Это поможет нам проник­нуть в сущность не афазии, как что изучается в настоящее время, а больного человека с афазией. Все три условно выделенные мною группы характеристик личности и ее взаимосвязи с ВПФ и речью, мне представляется, должны стать центральными в ряду других задач по изучению личности больного с афазией и собственно афазии. Только такой подход от больного человека, его личности к афазии, а не наоборот, позволит изучить афазию и личность не как сумму взаимосвязанных дефектов, а афазию в ее интегрированной целостности. Такой подход потребует умения, по словам Ж. Полицера, видеть человека, который работает, а не мускул, который сокращается (цит. по Л.C. Выгот­скому, 1956, с. 118), а в нашем случае - умения видеть субъекта с афазией, а не изолированное нарушение речи, т.е. афазию у человека. В литературе отсутствуют работы этого направления. Уже давно повелось говорить и писать об изменениях личности у больных с афазией. Однако, нарушение личности у больных с афазией, если и изучается, то лишь как симптом, сопровождающий ее. Некоторые исследователи, изучая афазию, нередко упускают из вида самого человека, страдающего афазией и углубляются в изучение собственно речи (или языка), или личности при афазии. Другие - описывая изменения личности у больных с афазией, за скобку выносят речь. В лучшем случае, как я уже писала, изучались отдельные черты личности, но личность - это не сумма черт. Так же, как Дж. X. Джексон (1996) в свое время писал, что "речь - это не куча слов" (с. 38), так и здесь, перефразируя Дж. X. Джексона, можно сказать, что личность - это не куча черт.

афазия - предыдущая | следующая - социальная координация

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

 

     

Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)