/     /  
п.1. Изменения мотивации деятельности у больных хроническими заболеваниями (продолжение).

п.1. Изменения мотивации деятельности у больных хроническими заболеваниями (продолжение).

«Личность постоянно экстраполирует себя в свое будущее, а свое отдаленное будущее проецирует на свое настоящее... Будущее существует в личности как направленность ее развития и переживается челове­ком в виде страстного стремления к своим целям и идеалам, как желание выразить себя в определенной деятельности, как тяга к обогащению ценностно-смыс­лового пространства собственной жизни оценочными позициями и уникальными взглядами на мир других .людей» (Анцыферова, 1981. — С. 4). Л. И. Божович позициями и уникальными взглядами на мир других людей» (Анцыферова, 1981. — С. 4). JI. И. Божович определяет направленность как результат наличия у человека определенной структуры его мотивационной сферы. В процессе жизни постепенно формиру­ются такого рода мотивы, которые приобретают для него ведущее значение и тем самым подчиняют себе все другие его мотивы, наличие устойчиво домини­рующих мотивов деятельности и создает направлен­ность его личности. Направленность составляет цен­тральную характеристику человека как социального индивида. Характеристика направленности с точки зрения отношения человека к себе и к обществу яв­ляется наиболее фундаментальной для нравственной характеристики личности и многих других особенностей ее поведения и деятельности. Она глубоко влияет на психику человека, его поведение и эмоции, его мышление и восприятие и даже на общее состоя­ние организма, на склонность или противостояние некоторым заболеваниям, например неврозам. (Братусь, 1977). В зависимости от того, что побуждает человека — мотивы личной заинтересованности или мотивы, связанные с интересами других людей, — направленность может быть эгоцентрической или об­щественной. Ниже мы еще вернемся к рассмотрению этой проблемы. В основе формирования личности больного чело­века лежат психологические закономерности, сход­ные с закономерностями нормального психического развития. (Зейгарник, 1976) Психическая деятель­ность человека меняется не потому, что при болезнях мозга или соматических, невротических заболевани­ях начинают действовать какие-то особые психиче­ские механизмы, а потому что те же самые механиз­мы действуют в особых, вызванных и измененных болезнью условиях. Об этом говорил еще в 1880 г. знаменитый русский психиатр В. X. Кандинский, ука­зывая, что «болезненное состояние — это та же жизнь... но только при измененных условиях» (С. 646). Болезнь лишь биологическая предпосылка изменения личности. Эти положения становятся понятными в свете представлений советской психологии о том, что все формы психической деятельности формируются прижизненно, по механизму присвоения человеческого опыта, в процессе жизнедеятельности субъекта и что они обладают опосредствованной структурой. «...Ка­кой бы морфофизиологической организацией, какими бы потребностями и инстинктами ни обладал инди­вид от рождения, они выступают лишь как предпо­сылки его развития... которые тотчас перестают быть тем, чем они были виртуально, «в себе», как только индивид начинает действовать» (Леонтьев, 1975.— С. 182). То же имел в виду С. Л. Рубинштейн, отме­чая, что внешние причины преломляются через внут­ренние условия. Но, по справедливому замечанию Божович (1976), факторы биологического и социаль­ного порядка не определяют развитие прямо; они включаются в сам процесс развития, становясь внут­ренними компонентами возникающих при этом пси­хологических новообразований. При выборе методов исследования должен быть сохранен принцип анали­за: от закономерностей здоровой психики к понима­нию ее патологии (Зейгарник, 1969, 1976). В решении вопросов медицинской практики основ­ными в настоящее время являются проблемы изуче­ния личности, ее компенсаторных возможностей, про­блема самосознания, подконтрольности поведения. Дальнейшая разработка этих проблем должна лечь в основу реабилитационных и профилактических ме­роприятий, в системе которых важная роль принад­лежат психологу. Особенности аномальной личности проявляются не сразу, а проходят сложный путь формирования. Каждое серьезное и длительное соматическое нару­шение приводит либо к частным, обратимым, либо к общим стойким изменениям внутреннего мира чело­века, всего его психического облика. Сформировался ряд критериев, по которым лич­ность больного определяется как измененная. Это следующие критери: 1. Изменение содержания ведущего мотива дея­тельности (формирование нового мотива ведущей дея­тельности — патологическая деятельность голодания при анорексии, например). 2. Замена содержания ведущего мотива содержа­нием более низкого порядка (например, мотив «само­обслуживания» при ипохондрии). 3. Снижение уровня опосредованности деятельно­сти (деятельность упрощается, целевая ее структура обедняется). 4. Сужение основного круга отношений человека с миром, т. е. сужение интересов, обеднение мотивационной сферы. 5. Нарушение степени критичности, самоконтроля. Клинические формы изменения личности носят разнообразный характер: они могут проявляться в виде изменения эмоций (депрессия, эйфория), в виде нарушений мотивационной сферы (апатия, бездум­ность), в виде нарушений отношения к себе и окру­жающему (нарушение критики, изменения подконтрольности), в виде нарушения активности (аспонтанность). У соматических больных может наблю­даться нарастание эгоцентрического содержания ве­дущего мотива, особенно при ипохондрических изме­нениях личности. Особенностью иерархической струк­туры мотивационной сферы может быть жесткая под­чиненность деятельности одному мотиву. Рассматривая целевую оснащенность (степень опосредованности) деятельности субъекта, следует отметить, что у больных часто наблюдается, как и в норме, высокая мотивация достижения (например, ригидность в выборе целей для достижения — сосре­доточенность на профессиональных достижениях; не­достаточная операциональная оснащенность в дея­тельности общения — конфликты с людьми). Возникает вопрос, можно ли говорить о развитии, имея в виду изменения в личности соматически боль­ного человека. В одних случаях — нет, так как это изменения, не ведущие к усложнению и обогащению деятельности, даже, наоборот, ведущие к ее оскудению,— т. е. способствующие деградации личности. (Пример: у ипохондрика в ряде случаев можно на­блюдать усложненную, но не обогащенную, а обед­ненную по содержанию отношений структуру лич­ности). Но возможен и другой вариант: подлинное развитие, когда человек активно преодолевает тя­желую болезнь, пытается не замыкаться в себе, не порывать связи с миром, использует компенсаторные возможности для развития, обогащения связей с миром. В этом случае можно говорить о развитии личности в подлинном смысле слова. анализ личности - предыдущая страница|следующая страница - мотив "сохранения жизни" Влияние хронической болезни на психику. Содержание.

Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)