Глава 4. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков

Подростковый возраст — период становления характера. В это время формируется большинство его типов, и их черты еще не сглажены и не компенсированы последующим жизнен­ным опытом, как это нередко бывает у взрослых. Именно в подростковом возрасте различные типологические варианты нормы в отношении характера выступают наиболее ярко как «акцентуации характера» [Личко А. Е., 1977]. У взрослых ак­центуации характера нередко проявляются не столь отчетливо, но, тем не менее, основа их сохраняется («скрытые акцентуа­ции»), и в особых обстоятельствах тип акцентуации может вы­явиться во всей его полноте. Обычно это случается, когда ка­кая-либо психическая травма или трудная жизненная ситуа­ция больно заденут «слабое звено» данного типа акцентуации характера. По мнению К- Леонгарда (1968, 1976, 1981), в развитых странах около половины популяции может быть отне­сено к описанным им «акцентуированным личностям», от ко­торых следует отличать акцентуации характера. Если в фор­мировании первых главную роль играют влияния окружающей среды (фенотип), то во вторых больше проявляются генотипические свойства (генотип).

У подростка от типа акцентуации характера зависит мно­гое— особенности транзиторных нарушений поведения («пубер­татных кризов»), острых аффективных реакций, неврозов (как в их проявлениях, так и в отношении вызывающих их причин). От типа акцентуации зависит также отношение к соматическим заболеваниям, особенно длительным. Акцентуации характера выступают как важный фактор преморбидного фона при эндо­генных психических заболеваниях и как фактор, предраспола­гающий при реактивных нервно-психических расстройствах [Личко А. Е., 1979]. С типом акцентуации характера необхо­димо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип “служит одним из главных ориентиров для медико-педагогических рекомендаций, для советов в отно­шении будущей профессии и трудоустройства. Последнее же весьма существенно для хорошей социальной адаптации. Зна­чение типа определяет особенности разработки психотерапев­тических программ, позволяя отдать предпочтение тем или иным формам психотерапии (индивидуальной или групповой, дискуссионной или директивной) и т.п. Тип акцентуации указы­вает на уязвимые места характера и тем самым позволяет пред­видеть факторы, способные вызвать тяжелые декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации; тем самым от­крываются перспективы для психопрофилактики. Наконец, без знания типа характера трудно бывает решать семейные про­блемы, роль которых в развитии патологических нарушений поведения у подростков трудно переоценить. При акцентуациях характера и психопатиях у подростков их родители нередко имеют весьма неточное представление о характере своего сына или дочери [Эйдемиллер Э. Г., 1972, Горбунова Л. Н., 1980]. Поэтому неправильное отношение к ним родителей, неадекват­ное с ними обращение нередко служат причиной конфликтов, ведут к взаимному непониманию. Семейная психотерапия, пси­хологическая коррекция внутрисемейных отношений также дол­жны учитывать тип характера подростка и способствовать его пониманию родителями. Акцентуации характера следует рас­сматривать как вариант нормы. Не меньшей, чем определение типов акцентуации характера, задачей подростковой психиат­рии является определение типов патологических девиаций ха­рактера, а именно типов конституциональных психопатий, пси­хопатических (патохарактерологических) развитии и иных пси-хопатоподобных нарушений. Эти типы, по сути дела, представ­ляют собой те же типы характера, что и при акцентуациях, но крайне заострившиеся, превратившиеся в патологическую форму, т. е. перешедшие на новый качественный уровень. Все сказанное делает достаточно актуальной психологическую ди­агностику типа характера в подростковом возрасте.

методика субъективного личностного шкалирования – предыдущая | следующая – патохарактерологический диагностический опросник

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание