тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Глава 4. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков (продолжение)

Разработанный нами (А. Е. Личко) патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) предназначен для оп­ределения в подростковом возрасте (14—18 лет) типов акцен­туации характера и вариантов конституциональных психопа­тий, психопатических развитии и органических психопатий. В первоначальном виде ПДО не мог быть использован для разграничения патологических характеров от акцентуаций, т. е. не мог служить вспомогательным приемом для диагностики психопатий. В настоящее время, как будет показано далее, нами разрабатываются диагностические шкалы для разграни­чения психопатий и акцентуаций характера. ПДО может приме­няться медицинскими психологами, психиатрами и врачами дру­гих специальностей, получившими подготовку по медицинской психологии. С учетом типов характеров в руководствах и мо­нографиях Е. Kraepelin (1915), Е. Kretschmer (1921), K.Schnei­der (1923), П. Б. Ганнушкипа (1933), Г. Е. Сухаревой (1959), К. Leonhard (1968, 1976, 1981) были составлены наборы фраз, отражающие отношение при разных типах характера к ряду жизненных проблем, актуальных для подросткового возраста. В наборы были включены также фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения. На протяжении практи­ческой верификации опросника ряд фраз оказались незначи­мыми для дифференциации типов, однако они были сохранены в наборах в роли индифферентных или используемых для до­полнительных диагностических шкал. В число исследуемых проблем вошли оценка собственных витальных функций (са­мочувствие, настроение, сон, аппетит, сексуальное влечение), отношение к окружению (родителям, друзьям, незнакомым и др.) и к некоторым таким категориям, как критика и поучения в свой адрес, опека и наставления, правила и законы и т. д. Принцип отношения к личностным проблемам, заимствован­ный из психологии отношений [Лазурский А. Ф., Франк С. Л., 1912; Мясищев В. Н., 1960], представляется наиболее плодо­творным для распознавания типов характера [Личко А. Е., 1977, 1978, 1980]. Диагностика типа на основе самооценки ис­пытуемым своих отношений более объективна и надежна, чем данные исследований, в которых подростку самому предлагают отметить у себя те или иные черты характера. При работе с ПДО обследуемому предлагается свобода выбора одного или нескольких (не более трех) ответов на каждую тему или воз­можность отказаться от выбора на несколько тем (подобный способ исследования, когда можно выбрать несколько ответов из многих предложенных в американской психодиагностиче­ской литературе называют restaurant, т. е. «ресторанный»). Во втором исследовании предлагается из тех же наборов выбрать наиболее неподходящие, отвергаемые ответы. Свобода выбора, представлялось, может лучше раскрыть систему отношений, чем альтернативные ответы «да» или «нет». Диагностическое значение выборов оставалось испытуемому неизвестным. Необ­ходимость выбрать как наиболее подходящие, так и наиболее отвергаемые ответы составила двойную систему оценки отно­шений— с положительной и отрицательной сторон, что повы­шало надежность метода. Текст опросника неоднократно пуб­ликовался ранее ([ПДО][ПХИ][1], Личко А. Е., 1979).

Путь разработки опросника., его надежность и валидность. Первоначальный проект опросника был подвергнут системе проверок. Одна из них была осуществлена на здоровых уча­щихся 8 — 10-х классов средних школ (одной — из центрального района Ленинграда, другой — из района новостроек, третьей — специализированной математической, четвертой — с преподава­нием ряда предметов на английском языке), а также на уча­щихся ПТУ, где готовились работники широкого диапазона профессий — от слесарей до конструкторов-чертежников, тех­никума физической культуры и спорта, хореографического учи­лища им. Л. Я. Вагановой, педагогического училища, готовя­щего воспитателей детских садов (девушки 15—18 лет), и Арк­тического морского училища, готовящего радиотехников, гид­рометеорологов и других специалистов для работы в Арктике и Антарктике (юноши 15—18 лет). Всего было обследовано 2258 подростков обоего пола от 14 до 18 лет. Целью этих ис­следований с помощью ПДО, проведенных Н. Я- Ивановым, было охватить возможно больший по разнообразию склонно­стей контингент подростков, чтобы выявить все многообразие проявлений в системе акцентуаций характера, включая скры­тые акцентуации. Именно поэтому исследования проводились также в тех учебных заведениях, куда устремляются подростки с рано определившимися склонностями и интересами. Получен­ные нормативы частоты каждого выбора в каждой из проблем послужили основой для сопоставления с данными аналогичных исследований у 650 подростков, госпитализированных в психи­атрическую больницу или наблюдавшихся психоневрологиче­ским диспансером. Из них у 54 % была диагностирована психо­патия, а у остальных 48%—реактивные состояния, неврозы или  нарушения  поведения на фоне  акцентуаций характера. Каждый тип характера был представлен не менее чем 50 слу­чаями (исследования А. А. Александрова, Е. И. Ефременковой, П. Г. Ластинга, С. Д. Озерецковского, Э. Г. Эйдемиллера). Од­нако последующие 5 лет работы с ПДО обнаружили два су­щественных недостатка.


[1] Здесь и далее ПХИ означает публикации в кн.: Патохарактерологиче-скис исследования у подростков/Под ред. А. Е. Личко и II. Я. Иванова.— Л.: Изд. Лен. психоневрол. ин-та им. В. М. Бехтерева, 1976.

акцентуация характера – предыдущая | следующая – типы психопатий

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание