canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Методика субъективного личностного шкалирования (ЛСШ) используется для самооценки свойств личности и отноше­ний больными неврозами и неврозоподобными состояниями. Большую роль сыграл клинико-психопатологический и психологический опыт авторов при создании методики субъективного личностного шкалирования (ЛСШ)

Глава 3. Вопросники как метод исследования личности (продолжение)

Заслуживают внимания попытки психодиагностической ин­терпретации профиля MMPI и отдельных его шкал с помощью современных ЭВМ. Работа в этом направлении также прово­дится в группе психологической и вычислительной диагностики Института им. В. М. Бехтерева [Иовлев А. Б. и Иовлев Б. В., 1982]. Один из типов кодирования рассчитан на ввод в ЭВМ перфокарт, которые испытуемый сортирует непосредственно во время обследования. В итоге на печать выдаются сырые и шкальные оценки по основным шкалам и ряду дополнитель­ных, рисунок профиля, код его и непосредственно интерпрета­ция—психодиагностическое заключение в словесной форме на основе рекомендаций и характеристики шкал, как это пред­ставлено в кратком пособии по MMPI [Собчик Л. Н., 1971]. Такой анализ проводится для имеющихся пяти вариантов ста­тистических характеристик нормативных выборок испытуемых. В последнем варианте программы выбор идет из 237 сообще­ний, средняя длина которых —две строчки. Обычно интерпре­тация одного протокола MMPI содержит 10—20 предложений. Сообщения подбираются независимо друг от друга, и пока не удалось избежать противоречий интерпретации. Эти противоре­чия—неизбежное следствие процесса формализации, необхо­димого при переложении на машину функций, до этого выпол­нявшихся человеком, не замечавшим этих противоречий, или, выявляя их, устранявшим, проверяя выраженность признаков, на основании которых делается вывод о наличии противоречи­вых свойств личности. Программа написана на языке ПЛ/1, имеет объем около 1000 операторов этого языка, отлажена на ЭВМ ЕС-1040. Перспективами этой работы могут, как видно, являться создание «блока редактирования» для устранения не­которых противоречий интерпретации, ее расширение с исполь­зованием других методических руководств, включение диагно­стических индексов, а также разработка машинной интерпре­тации других вопросников, формализация которых на данном этапе представляется возможной; в настоящее время прово­дится программирование интерпретации ПДО (см. гл. IV).

В Институте им. В. М. Бехтерева разрабатывается еще один тип вопросников, направленных на изучение самооценки испытуемым своих характерологических и личностных качеств, а также особенностей состояния. К ним принадлежат методика Субъективного личностного шкалирования (ЛСШ) и вопросник для исследования дифференцированной самооценки больных эпилепсией.

Методика ЛСШ [Цейтина Г. П. с соавт., 1977, 1978] была сконструирована для самооценки свойств личности и отноше­ний больными неврозами и неврозоподобными состояниями. Построенная по типу БОД (Брненского личностного вопрос­ника, Kjatochwil S., 1966), она представляет собой качествен­ные, по дифференцированные по степени выраженности каж­дого качества характеристики, из которых испытуемый должен сделать свой выбор. В ЛСШ каждое из 41 качества имеет4 гра­дации, что позволяет вычислить средние по каждому из них как бы в едином масштабе, а также изобразить результаты на кодировачном листе в виде профиля. Методика оказалась по­лезной также в соматической клинике для оценки особенностей личности больных ишемической болезнью сердца, гипертопиче­ской болезнью и т. п. В частности, при исследовании особенно­стей личности больных с церебральными формами гипертопи­ческой болезни выявлено большое соответствие между дан­ными клинических исследований и результатами по методике ЛСШ. По такому же принципу, но с характеристиками специ­фических качеств построен вопросник для больных эпилепсией. Современные эпидемиологические исследования показывают, что психические изменения при эпилепсии встречаются чаще всего в форме «пограничных», певрозоподобных расстройств, астенических состояний, дистимий, навязчивостей, характеро-патий и т. п., сопровождающих начальные этапы развивающе­гося органического симптомокомплекса и отражающих реак­цию личности па болезнь и связанную с ней социальную дез­адаптацию. Поэтому клинический синдромологический диагноз должен быть дополнен данными психологической объективной оценки больного, а также его субъективной самооценкой, важ­ной для понимания внутренней картины болезни и разработки индивидуализированной адекватной.системы психокоррекцион-ной помощи больному и его близким в комплексе лечебно-вос­становительных мероприятий. Для этих целей и был создан личностный вопросник, разработанный совместно группой пси­хологической диагностики (Л. И. Вассерман, И. Н. Гильяшева и Н. С. Хазанова) и отделением нейрохирургии Института им. В. М. Бехтерева, где лечатся больные эпилепсией с психиче­скими нарушениями (И. С. Тец).

Методика предполагает дифференцированную самооценку испытуемых по 42 качествам, объединенным в 3 блока: харак­теристики поведения (12 пунктов), эмоционально-волевые осо­бенности (12 пунктов) и характеристики уровня социальной адаптации (18 пунктов). Вопросник содержит также шкалу не­искренности (из 7 пунктов). Испытуемый, оценивая себя, рас­полагает по каждой характеристике выбором из четырех гра­даций соответствующего качества, он может также выбрать ответ: «ни один вариант мне не подходит», кроме того, дать соб­ственную формулировку по каждой характеристике. После об­работки данных можно получить профиль типа поведенческих реакций, эмоционально-волевых особенностей и интерперсо­нальных отношений испытуемого. Кроме «реальной само­оценки» по тем же 42 параметрам, может быть дана характе­ристика «идеального Я» испытуемого, а также оценка больного его родными и лечащим врачом.

При разработке вопросника использовались клинико-психопатологический и психологический опыт авторов, анализ лите­ратуры по эпилептологии, а также данные экспертных оценок преобладающих особенностей личности больных эпилепсией (по 10 ранжированным признакам), полученные более чем у 100 экспертов (врачей-эпилептологов, психиатров, невропато­логов, нейрохирургов). Анализ данных показал, что эта мето­дика может быть эффективна для раскрытия самооценки важ­ных характеристик личности больного и типа его поведенче­ских реакций в реальной ситуации. Степень снижения критич­ности больного может быть выявлена при расхождении между самооценкой, характеристикой «идеального Я» и оценкой боль­ного его близкими. Кроме того, методика даст возможность оценить уровень самоиопимания больного и контролируемость им своего поведения. Конечно, полученная информация стано­вится более надежной при сочетании этого вопросника с дру­гими, а также с проективными методами исследования.

методика определения уровня невротизации и психопатизации – предыдущая | следующая – акцентуация характера

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

Яндекс.Метрика