Значительным толчком к этому росту послужило умножающееся количество кабинетов психотерапии при общесоматических поликлиниках в крупных городах. Но в мединститутах пока не имеется специальных курсов обучения психотерапии. О ней вскользь упоминается лишь при чтении лекций по психиатрии и медицинской психологии. Специально подготовкой врачей-психотерапевтов занимаются только три кафедры психотерапии при иститутах усовершенствования врачей (Москва, Ленинград, Харьков). На этих кафедрах, наряду с лекциями, ведутся и практические занятия по психотерапии. Подготовка и усовершенствование психотерапевтов проводятся и в Институте им. В. М. Бехтерева на ежегодных циклах и на рабочих местах. Назрело время, чтобы к существующим методам обучения психотерапии были присоединены и новые, учитывающие особенности данной профессии. Дело в том, что профессия психотерапевта (как и медицинского психолога) одновременно относится и к области науки, и к области искусства. Поэтому прав чехословацкий психиатр С. Skoda (1979)’, заявляющий, что «группы и школы для подготовки психотерапевтов» (добавим — и медицинских психологов) необходимо строить «подобно тому, как существуют художественные группы и школы», т. е. их обучение нельзя сводить только к пассивному получению знаний. Требуется активное их освоение путем самостоятельных упражнений. Такое освоение становится возможным при использовании соответствующего зарубежного опыта.
В западных странах в настоящее время интересы прикладной психологии сосредоточены на вопросах работы тренипговых групп (Т-групны). Одни из них создаются с целью выработки у руководителей предприятий и организаций навыков умелого управления здоровыми людьми, дискуссией в коллективах, разрешения межличностных конфликтов [1].
Другие группы организуются для обучения тому же клинических психологов и психотерапевтов, создаются также Т- группы терапевтические для лечения больных или профилактики нервно-психических расстройств. При всем разнообразии таких групп существуют два основных их типа — собственно Т-группы и группы тренинга сенситивности или «группы встреч» (encounter groups). В последних преобладают методы невербального общения. Термин «Т-группы» является общим для различных их видов. В Т-группах для здоровых не добиваются раскрытия мотивов и установок индивида, что является важной задачей психотерапевтических групп. Но в тех и других существенной целью является усиление чувствительности к себе и к другим и способности к эмоциональному отклику. Обзору деятельности Т-групп в западных странах посвящена статья М. А. Ковальчук и Л. А. Петровской (1982)[2], в которой освещаются теоретические ориентации руководителей таких групп (Левиновская, Роджеровская, экзистенциальная).
Проблема Т-групп изучается и у нас на кафедре социальной психологии факультета психологии МГУ с позиций материалистической диалектики. Результаты изучения обобщены в изданной кафедрой коллективной монографии «Межличностное восприятие в группе» (ред. Г. М. Андреева и А. И. Донцов, 1981). В заключительной главе книги (автор Л. А. Петровская) указывается, что и в нашей стране целесообразно использовать форму социально-психологического тренинга (СПТ), который рассматривается (стр. 287) «как составная часть подготовки руководителей коллективов различного типа (производственных, учебных, спортивных и т. п.)». Разъясняется, что использование СПТ «может быть полезным не только для управленческого персонала». Подчеркивается также, что «данная форма, как показывает опыт, является весьма адекватной для решения ряда актуальных проблем в сфере службы семьи, в области подготовки психологов, космонавтов и т. д.».
В социалистических странах уже ведутся исследования деятельности тренинговых групп для подготовки психотерапевтов и медицинских психологов. В Институте им. В. М. Бехтерева В. А. Ташлыков (1979) исследован опыт работы тренинговой группы психотерапевтов. Данные автора показали, что у участников группы, во-первых, усилилась «способность к регистрации своих эмоций, возникающих в групповой ситуации», и, во-вторых, улучшилось «понимание влияния собственных установок на особенности общения с другими», т. е. развились качества, необходимые психотерапевту, особенно при проведении групповых занятий с больными. Чехословацкие психотерапевты Е. Urban, J. Skala, J. Rubes, M. Bouchal (1979), описывая свой опыт в этой области, подчеркивают, что при обучении психотерапии врачей и психологов ими «упор делается на специальный тренинг, т. е. на деятельность». Авторы полагают, что предоставление готовых знаний «может порой нежелательным образом воздействовать на переживание и спонтанный процесс межчеловеческих взаимодействий в группе подготовки». Они также считают, что обучающиеся в тренинговых группах должны овладевать такими различными методами, как вербальная групповая психотерапия, аутогенная тренировка, гипноз, пантомима, психогимнастика, психодрама, йога, арттерапия, музыкотерапия, клубная работа, поведенческая терапия и др. Отвечая на возможный упрек в эклектичности, авторы настаивают на том, что их система является «не эклектической, а синтетической». В Варшавском психоневрологическом институте С. Ледер с сотрудниками (1979)[3] провели исследование эффективности группового лабораторного тренинга для подготовки психотерапевтов и пришли к выводу, что тренинг «оптимальным образом позволяет овладеть различными психо- и социотерапевтическими методами и техниками, узнать закономерности групповых процессов и воздействий на других, а также может обеспечить восприятие себя и отношений между собой и группой». Авторы отметили и некоторые негативные последствия тренинга, обусловленные сильными эмоциями участников группы в связи с получением новой информации о себе, что «является, возможно, необходимой ценой» за обучение.
[1] Направленность работы такого рода Т-групп в западных странах подвергнута у нас критике [Рощин С. К., 1980, и др.].
[2] Ковальчук М. А., Петровская JI. А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии.— Вопр. психол., 1982, № 2, с. 140—146.
[3] Ледер е., Косевска А., Чабала Ч. Опыт оценки отдаленных результатов подготовки психотерапевтов в тренинговых группах в условиях курсовой специализации.’— В кн.: Клиннко-психологические исследования групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1979, с. 38—46.
медико-психологическая помощь – предыдущая | следующая – психосоциальная работа
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание