Яндекс.Метрика

Глава 13. Подготовка медицинских психологов и пути организации медико-психологической работы в учреждениях здравоохранения (продолжение)

Тренинговый метод оказывается полезным не только при обучении психотерапии врачей и психологов, но также и сред­него медперсонала. Т. Becvarova (1979) [1] описала свою работу в ЧССР по психотерапевтической подготовке медсестер, име­ющей целью превратить их в знающих помощников врачей и психологов, проводящих психотерапию. Автор исходит из того, что последние не имеют возможности находиться в столь дли­тельном общении с пациентами, как средний медперсонал. Обу­чение проводят опытные психотерапевты в загородной местно­сти, куда специально приезжают сестры два раза в год на недельные занятия на протяжении трех лет. В последующем, в течение 3 лет организуются ежегодно трехдневные встречи окончивших курсы, носящие характер смотров того, что ими достигнуто. Основой курсовых занятий служит вербальная те­рапия. Члены группы практикуются и в других методах группо­вой работы: в аутогенной тренировке, психодраме, элементах йоги, психогимнастике, трудотерапии, музыкотерапии, семейной терапии и арттерапии. Они учатся участвовать в руководстве коллективом больных, терапевтическим клубом. Автор указы­вает на целесообразность проведения занятий с сестрами с пе­риодическим отрывом от работы в спокойной, изолированной от города среде, обеспечивающей лучшую концентрацию внимания на протяжении нескольких лет с одним и тем же составом. В группу для занятий следует включить сестер со строгим от­бором из числа выразивших желание обучаться психотерапии. Рекомендуется отказаться от традиционных форм обучения — докладов сестер — и перейти к активному их участию в реали­зации в группе психотерапевтических приемов, «когда новые знания усваиваются благодаря собственным переживаниям». В Институте им. В. М. Бехтерева проведены клинико-социоло- гические исследования взаимоотношений медсестер с пациен­тами с целью оценки их подготовленности к психосоциальной работе [Бурковский Г. В., 1980], а также исследования взаимо­отношений «врач—-сестра — больной» (методом семантиче­ского дифференциала), позволившие наметить пути оптимиза­ции этих отношений.

Представляет интерес также работа М. Балинта (1964)—основополож­ника группового обучения психотерапии врачей общей практики (так назы­ваемые «балинтовские группы»), который отказался не только от персональ­ного анализа, но и вообще от психоаналитических толковании в своих груп­пах. Главное в их работе он видит в обсуждении конкретных больных, пред­ставленных врачом, чтобы понять их проблемы и отношения, складываю­щиеся между терапевтами и пациентами.

По мере роста квалификации врачей, возглавляющих каби­неты психотерапии в крупных общих поликлиниках наших го­родов, полезными были бы их занятия с врачами поликлиник по балинтовскому типу, но, конечно, с содержанием, отвечаю­щим задачам советского здравоохранения. Удачно определили стратегию подготовки специалистов в области психотерапии и психокоррекции венгерские психотерапевты G. Hidas и J. Fu- redi (1979). Авторы пишут: «В силу того обстоятельства, что объектом психотерапии является человеческая психика, обра­зование в этой области отличается от подготовки других меди­цинских специалистов. При обучении психотерапии важны не только эмпатия и усвоение различных технических приемов ле­чения, но прежде всего необходимо знание теории личности, динамики связей между терапевтом и пациентом, методологи­ческих принципов достижения желательных изменений в лич­ности больного. Такое обучение следует проводить как посред­ством чтения лекций, так и путем участия обучающихся в се­минарах типа групп Балинта с разбором конкретных случаев лечения, применением различных психотерапевтических прие­мов. . .». Важно, подчеркивают авторы, учить психотерапевтов тому, чтобы за конкретными приемами психотерапии не теря­лась ее основная стратегия, вытекающая из теоретических по­зиций патогенетической системы.

В настоящей книге мы попытались осветить вопросы при­менения психологических методов в сфере медицинской дея­тельности. Имеются основания надеяться, что книга внесет свой определенный вклад в область взаимопроникновения и взаимо­понимания медицины и психологии. Дальнейшее развитие фундаментальных и прикладных исследований в области ме­дицинской психологии будет способствовать повышению эффек­тивности профилактической и лечебной работы. То, что изло­жено в книге, является лишь небольшой частью широких задач медицинской психологии. Успешному решению этих задач дол­жно способствовать принятое Академией наук СССР постанов­ление о дальнейшей разработке научных основ психологической службы в нашей стране.

 

_______________________________________ 


[1] Becvarava Т. Ausbildung von Krankenschwestern in der Psychothera- pie.—? В кн.: 3-й Междунар. симпозиум социалистических стран по психоте­рапии 17—19 X 1979 г. Л., 1979, с. 59—60.

 

треннинговые группы– предыдущая

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание