Существуют различные подходы к анализу и интерпретации данных, полученных с помощью этого метода. Н. Murray (1943) предлагает несколько различных принципов анализа. В одном из них в соответствии с теорией личности, автором которой является он сам (1938), рекомендуется схема, при которой весь материал распределяется по двум основным категориям: «потребности»— проявления активности субъекта в отношении людей, предметов и обстоятельств и «давления» — проявления активности среды, людей, предметов и обстоятельств, а также социальных сил и идеологий, направленных на субъекта. В соответствии с этим предлагаются списки свойств, таких как, например, стремление к достижению успеха, признания, установление положительных социальных связей, приобретение, созидание, разрушение, лидерство, агрессия, доминирование, оказание помощи или потребность в пей и т. д., которые могут быть категориями как «потребности», так и «давления» в зависимости от того, исходят ли они от субъекта или направлены на него.
Динамическая психология Запада, на которую существенное влияние оказал психоанализ, объединяет эти свойства в общем понятии «агрессия», которая рассматривается как некая изначальная движущая сила поведения человека, а содержательный психогенстический анализ этих разнообразных проявлений подменяется формальной их классификацией. По Маррею, «формальный анализ» — это анализ построения, стиля, характера и языка рассказов, на основе которого делаются заключения о способности наблюдения, соотношении интроцепции и экстрацепции, легкости вербализации, литературных способностях, психологической глубине, эмоциональной зрелости, темпераменте, интеллектуальности, эстетическом воображении, а также о нормальной или нарушенной целости проективного акта, разорванности мышления и речи, несогласованности чувства и действия и других свидетельствах психопатологических изменений. Что касается возможности статистической обработки некоторых показателей ТАТ, то Маррей, например, предлагает выраженность каждого свойства оценивать по пятибалльной шкале в зависимости от интенсивности, длительности, частоты и значения их в сюжете каждого рассказа. После того как все 20 рассказов оценены таким образом, сумма оценок каждого свойства сравнивается со стандартной для данной группы испытуемых. Многие клиницисты-практики не делают такого детального анализа, пользуясь лишь общими принципами определения идентификации и проекции тенденций, мотивов, конфликтов, отношений и других аспектов личности, как они отражаются в историях тематического апперцептивного теста (ТАТ).
Для характеристики испытуемого по рассказам ТАТ важно оцепить характер героя — главного действующего лица, с которым субъект в наибольшей степени себя идентифицирует, и его среды, благоприятна ли она для героя или препятствует ему; ищет ли он успеха и признания или постоянно нуждается в поддержке других. Важно какую силу проявляет герой (энергию, решительность, настойчивость, компетентность); какова оценка сил среды, содействующих ему по сравнению с силами противодействующими; легким или трудным является путь героя; борется он перед лицом сопротивления или отступает; до какой степени он справляется со своими задачами; при каких условиях добивается успеха, в каких терпит поражение; являются ли истории реалистическими; адекватно ли поведение героя; имеются ли признаки разорванности мышления и речи, несогласованности чувства и действия. У нас в стране методику ТАТ впервые стали использовать в начале 60-х годов в Институте им. В. М. Бехтерева, где она показала свою ценность для выявления значимых, в том числе патогенных, отношений личности и в помощь дифференциальной диагностике неврозов, психозов и пограничных состояний [Гильяшева И. Н., 1964, 1967, 1974, 1976 и др.]. Позже эта методика вышла за пределы клиники и стала шире использоваться при психологических исследованиях [Норакидзе В. Г., 1975; Реньге В. Э., 1979, и др.]. Считают, что ТАТ можно применять также и для подростков и даже детей (для этих случаев инструкцией предусмотрена замена нескольких картин). Для исследования детей, особенно маленьких, были созданы специальные проективные тесты. Детский апперцептивный метод CAT [Bellak L., Bellak S., 1954] предназначен для детей в возрасте от 3 до 10 лет. Он состоит из 10 рисунков, изображающих животных в обычных человеческих ситуациях и взаимоотношениях, значимых для маленьких детей (еда, сон, туалет, игры, наказания и пр.). В Институте им. В. М. Бехтерева адаптирована детская проективная методика для исследования межличностных отношений ребенка [Гильяшева И. И., Игнатьева Н. Д., 1976, 1978]. С ус пехом применяются при изучении личности ребенка, а также в целях психотерапии детские игровые проективные методики — тест Мира и Сценотест [Харитонов Р. А., Хрипкова Л. М., 1 1976]. В этих же целях не только в детской клинике, но и в пси- 1 хотерапевтической работе со взрослыми используется «проек- I тивный рисунок» [Бурковский Г. В., Хайкин Р. В., 1979].
проективные методы – предыдущая | следующая – исследования фрустраций
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание