Яндекс.Метрика

Глава 6. Проективные методы

Проективные методы являются иным по сравнению с вопро­сниками средством исследования и оценки личности, при ко­тором изучению подвергаются результаты самовыражения или творческой деятельности испытуемого, обычно не подозреваю­щего, что исследуется его личность. При всем разнообразии этой техники общим является то, что испытуемому предъявля­ется достаточно неопределенный стимульный материал, который он должен дополнить, развить, интерпретировать. Большое зна­чение придается самому понятию проекции [Коган В. М., Рого­вин М. С., 1964; Мясищев В. П., Бсспалько И. Г., Гилья-шева И. Н., Карвасарский Б. Д., Пемчин Т. А., 1969; Цула-дзе С. В., 1969; Савснко Ю. С, 1969, 1978; Соколова Е.Т., 1978, 1980; Бурлачук Л. Ф., 1979; Frank L. К., 1939, 1948; Abt L., Bel-lak L., 1950; Musrstein В. J., Pryer R. S., 1959]. Обычно оно связывается с именем 3. Фрейда, хотя у него понятие «проек­ция» чаще всего обозначает лишь один из видов защитных механизмов, влияющих на восприятие субъекта. F. S. Freeman (1956) определяет проекцию как: 1) бессознательный процесс, в ходе которого субъект наделяет некоторыми своими идеями, взглядами, желаниями, эмопиями или чертами характера дру­гих лиц; 2) проекция может принимать форму приписывания своих собственных потребностей другим лицам из своего окру­жения; 3) она может также выразиться в неправильном умо­заключении, обусловленном каким-то опытом. Проективные ме­тоды ставят исследуемого в такое стимулирующее положение, при котором проявляются его личные потребности, его особен­ное восприятие, его интерпретации и многие характерологиче­ские особенности. Проекция обнаруживается при использова­нии всех вербальных и рисуночных методов, таких как словес­ные ассоциации, незаконченные предложения, картинки и пятна, собственные рисунки испытуемого и пр.

«Тематический апперцептивный тест» (ТАТ) является одним из наиболее известных и распространенных проективных мето­дов исследования личности. Он применяется почти в любом ши­роком психологическом исследовании отдельных индивидуумов, групп, а также при изучении расстройств поведения, психосома­тических заболеваний, неврозов и психозов. ТАТ как способ исследования фантазии впервые был применен сотрудниками Гарвардского университета и психологической клиники С. Mor­gan и Н. Murray (1935). В дальнейшем он стал более известен по имени Маррея, в наибольшей степени способствовавшего разработке его как метода оценки личности. В отличие от ме­тода Роршаха, который, по мнению большинства авторов, нап­равлен на исследование общей структуры личности, ТАТ может обеспечить исследователя содержательным материалом, позво­ляющим осветить более конкретные отношения личности, ее мо­тивы и тенденции, конфликты и способы их разрешения. Как проективный метод ТАТ предлагает испытуемому достаточно неопределенный материал, допускающий большую свободу и разнообразие ответов, причем предполагается, что чем меньше детерминация извне, тем больше она определяется индивиду­альными особенностями испытуемого. Как содержательный ме­тод ТАТ предоставляет испытуемому картины с изображением реальных фигур в реальных ситуациях. На большинстве картин ТАТ изображены человеческие фигуры, чувства и действия ко­торых выражены с различной степенью ясности. ТАТ содержит 30 картин, из которых некоторые были нарисованы специально по указанию психологов, другие являлись репродукциями раз­личных  картин,  иллюстраций   или  фотографий.   Кроме того, испытуемому предъявляется также белая  карта,  па которой он может вызвать путем воображения любую картину, какую захочет.   Из этой серии   в 31   карту   каждому испытуемому обычно предъявляется последовательно  20 карт.  Из  них 10 предлагаются всем, остальные подбираются в зависимости от пола и возраста испытуемого. Эта дифференциация определя­ется целью способствовать возможности наибольшей идентифи­кации испытуемым себя с изображенным на картине персона­жем, так как такая идентификация легче, если картина вклю­чает персонажи, близкие испытуемому по полу и возрасту. Ис­следование обычно проводится в два сеанса, разделенные од­ним или несколькими днями, в каждом из которых предъявля­ются последовательно в определенном порядке 10 картин. До­пускается, однако, модификация  процедуры ТАТ. Некоторые психологи считают, что в клинических условиях более удобно проводить исследование целиком в один раз с 15-минутным пе­рерывом, другие же используют часть картин и проводят ис­следование за 1 ч. Испытуемому предлагается придумать исто­рию по каждой картине, в которой нашла бы отражение изоб­раженная ситуация, было бы рассказано, что думают и чувст­вуют персонажи картины, чего они хотят, что привело к ситуа­ции, изображенной на картине, и чем это кончится. Ответы за­писываются дословно с фиксацией пауз, интонаций, восклица­ний, мимических и других выразительных движений (могут быть привлечены стенография, магнитофон, реже запись пору­чается самому испытуемому). Так как испытуемый не знает о значении своих ответов, касающихся, казалось бы, посторон­них для него объектов, ожидается, что он раскроет определен­ные аспекты своей личности более свободно и с меньшим соз­нательным контролем, чем при прямом расспросе. Однако ме­тод ТАТ представляет большие трудности для интерпретатора, которому предстоит решить какой материал является действи­тельно существенным для понимания  личности исследуемого и какой безличным, какие истории отражают фантазии испы­туемого и какие — его действительные тенденции и особенности поведения. Допускается, что некоторые ответы могут быть сте­реотипными, детерминированными условиями культуры (ра­дио, кино, книги). Поэтому интерпретация протоколов ТАТ не должна проводиться «в вакууме», этот материал следует рас­смотреть по отношению к известным фактам жизни личности, которую исследуют. Большое значение придается подготовке и искусству психолога. Помимо знания психологии личности и клиники, он должен иметь значительный опыт работы с ме­тодом, желательно использование этого метода в условиях, когда возможно сопоставление результатов по ТАТ с подроб­ными данными об этих же испытуемых, полученными другими средствами.

гармоничный тип – предыдущая | следующая – тематический апперцептивный тест (ТАТ)

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание