canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) относится к проективным методам исследования личности. Для исследования личности подростков и детец можно применять тематический апперцептивный тест (ТАТ).

Глава 6. Проективные методы (продолжение)

Существуют различные подходы к анализу и интерпретации данных, полученных с помощью этого метода. Н. Murray (1943) предлагает несколько различных принципов анализа. В одном из них в соответствии с теорией личности, автором которой является он сам (1938), рекомендуется схема, при которой весь материал распределяется по двум основным категориям: «пот­ребности»— проявления активности субъекта в отношении лю­дей, предметов и обстоятельств и «давления» — проявления ак­тивности среды, людей, предметов и обстоятельств, а также социальных сил и идеологий, направленных на субъекта. В со­ответствии с этим предлагаются списки свойств, таких как, например, стремление к достижению успеха, признания, установ­ление положительных социальных связей, приобретение, сози­дание, разрушение, лидерство, агрессия, доминирование, ока­зание помощи или потребность в пей и т. д., которые могут быть категориями как «потребности», так и «давления» в за­висимости от того, исходят ли они от субъекта или направлены на него.

Динамическая психология Запада, на которую существен­ное влияние оказал психоанализ, объединяет эти свойства в об­щем понятии «агрессия», которая рассматривается как некая изначальная движущая сила поведения человека, а содержа­тельный психогенстический анализ этих разнообразных прояв­лений подменяется формальной их классификацией. По Маррею, «формальный анализ» — это анализ построения, стиля, характера и языка рассказов, на основе которого делаются за­ключения о способности наблюдения, соотношении интроцепции и экстрацепции, легкости вербализации, литературных способ­ностях, психологической глубине, эмоциональной зрелости, тем­пераменте, интеллектуальности, эстетическом воображении, а также о нормальной или нарушенной целости проективного акта, разорванности мышления и речи, несогласованности чув­ства и действия и других свидетельствах психопатологических изменений.  Что  касается  возможности  статистической обра­ботки некоторых показателей ТАТ, то Маррей, например, пред­лагает выраженность каждого свойства оценивать по пяти­балльной шкале в зависимости от интенсивности, длительности, частоты и значения их в сюжете каждого рассказа. После того как все 20 рассказов оценены таким образом, сумма оценок каждого свойства сравнивается со стандартной для данной группы испытуемых. Многие клиницисты-практики не делают такого детального анализа, пользуясь лишь общими принци­пами определения идентификации и проекции тенденций, мо­тивов, конфликтов, отношений и других аспектов личности, как они отражаются в историях тематического апперцептивного теста (ТАТ).

Для характеристики испытуемого по рассказам ТАТ важно оцепить характер героя — главного действующего лица, с которым субъект в наибольшей степени себя идентифицирует, и его среды, благоприятна ли она для героя или препятствует ему; ищет ли он успеха и признания или постоянно нуждается в поддержке других. Важно какую силу проявляет герой (энергию, решительность, настойчивость, компетентность); какова оценка сил среды, содействующих ему по сравнению с силами противодействующими; легким или трудным является путь героя; борется он перед лицом сопротивления или отступает; до какой степени он справляется со своими задачами; при каких условиях добивается успеха, в каких терпит поражение; являются ли истории реалистическими; адекватно ли поведение героя; имеются ли признаки разорванности мышления и речи, несогласованности чувства и действия. У нас в стране методику ТАТ впервые стали использовать в начале 60-х годов в Институте им. В. М. Бехтерева, где она показала свою ценность для выявления значимых, в том числе патогенных, отношений личности и в помощь дифференциальной диагностике неврозов, психозов и пограничных состояний [Гильяшева И. Н., 1964, 1967, 1974, 1976 и др.]. Позже эта методика вышла за пределы клиники и стала шире использоваться при психологических исследованиях [Норакидзе В. Г., 1975; Реньге В. Э., 1979, и др.]. Считают, что ТАТ можно применять также и для подростков и даже детей (для этих случаев инструкцией предусмотрена замена нескольких картин). Для исследования детей, особенно маленьких, были созданы специальные проективные тесты. Детский апперцептивный метод CAT [Bellak L., Bellak S., 1954] предназначен для детей в возрасте от 3 до 10 лет. Он состоит из 10 рисунков, изображающих животных в обычных человеческих ситуациях и  взаимоотношениях, значимых для маленьких детей (еда, сон, туалет, игры, наказания и пр.).  В Институте им. В. М. Бехтерева адаптирована детская проективная методика для исследования межличностных отношений ребенка [Гильяшева И. И., Игнатьева Н. Д., 1976, 1978]. С ус пехом применяются при изучении личности ребенка, а также в целях психотерапии детские игровые проективные методики — тест Мира и Сценотест [Харитонов Р. А., Хрипкова Л. М., 1 1976]. В этих же целях не только в детской клинике, но и в пси- 1 хотерапевтической работе со взрослыми используется «проек- I тивный рисунок» [Бурковский Г. В., Хайкин Р. В., 1979].

проективные методы – предыдущая | следующая –  исследования фрустраций

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

 

Яндекс.Метрика