Глава 6. Проективные методы (продолжение)

Исследование фрустрации. В последние десятилетия внима­ние наших психологов было привлечено к теории и экспери­ментально-психологической практике изучения состояния фру­страции [Левитов И. Д., 1967; Плотичер А. И., 1969; Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф., 1978]. Хотя различные исследова­тели нередко вкладывают в это понятие разный смысл, в целом фрустрацию можно определить как состояние человека, выра­жающееся в характерных особенностях переживаний и поведе­ния, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъектив­но так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели пли к решению задачи. S. Roscnzweig (1945), который является автором одной из методик исследо­вания фрустрации, ввел важное понятие о фрустрационпой то­лерантности. В основе этого понятия лежит способность лич­ности к адекватной оценке трудной ситуации и, с другой сто­роны, способность увидеть выход из этой ситуации. Таким об­разом, фрустрационная толерантность понимается как способ­ность индивида переносить фрустрацию без утраты своей пси­хобиологической адаптации. Методика для исследования фру­страции была описана Розенцвейгом впервые в 1944 г. под наз­ванием «Метод рисуночной ассоциации». Этот тест занимает промежуточное положение между методикой словесной ассоциа­ции и ТАТ. Последний он напоминает тем, что также исполь­зует картинки в качестве стимулирующего материала. Но, в отличие от картин ТАТ, эти рисунки схематичны и, что явля­ется более существенным, употребляются для того, чтобы полу­чить от испытуемого сравнительно простые, краткие ответы. Таким образом, эта техника сохраняет некоторые преимуще­ства метода словесной ассоциации и в то же время приближа­ется к исследованию тех аспектов личности, которые стремятся выявить с помощью ТАТ. Методика содержит 24 рисунка и рассчитана на выявление характерных типов ответа испытуе­мого па повседневные стрессовые ситуации. На каждом рисунке персонаж слева представлен произносящим слова, помо­гающие уяснить фрустрацию другого лица, находящегося  справа. Над персонажем справа имеется пустой квадрат, в ко­торый испытуемый должен вписать свой ответ. Ситуации, представленные в методике, можно разделить на две основные группы: а) в одной какое-либо препятствие, персонаж или предмет останавливают, обескураживают, лишают чего-то, одним словом, любым прямым способом вызывают фрустрацию (существует 16 ситуаций этого типа); б) в другой субъект служит объектом обвинения. Его привлекают к ответственности или обвиняют другие (таких ситуаций 8).

Испытуемому дается инструкция: «Каждый из рисунков включает в себя 2 или более персоны. Один человек произно­сит определенные слова. Вам надо написать в незаполненном квадрате первый пришедший на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой. Действуйте по возможности бы­стрее». При оценке результатов ответы испытуемого сводятся к определенным типам реагирования. Каждый ответ оценива­ется с двух точек зрения: 1) с точки зрения выраженной на­правленности реакций личности: а) экстрапунитивный — с тен­денцией порицать источник фрустрации; б) интропунитивный — с тенденцией порицать самого себя или же в) импунитивный — с тенденцией избежать порицания; 2) с учетом типа реакций личности: а) испытуемый делает акцент па самом препятствии, на оценке его степени и значения, как крайне неблагоприятной, благоприятной или же незначительной; б) его реакция носит самозащитный характер, выражающийся в обвинении другого, порицании себя как виновного в ситуации или отрицаний чьей бы то ни было вины в происшедшем; в) акцент делается на разрешении ситуации (требование помощи от других лиц для этой цели, субъект принимает на себя обязанности произвести необходимые исправления или же ожидает, что нормальный ход событий со временем принесет с собой разрешение ситуа­ции). Помимо количественных и качественных оценок особен­ностей направленности и типов реакций личности в фрустра-ционных ситуациях, методика позволяет сопоставить ответы испытуемого со среднестатистическими данными и установить дополнительный показатель, дающий возможность судить о степени социальной адаптации индивида. Розенцвейг считает, что реакции на фрустрацию и способы приспособления к ней должны рассматриваться как значимые для понимания пове­дения человека, поскольку они выявляют индивидуальные сред­ства преодоления стресса.

В Институте им. В. М. Бехтерева тест рисуночной ассоциа­ции был адаптирован Н. В. Тарабриной (1973) и использовался в исследовании типов реакции на фрустрацию и фрустрацион-ной толерантности больных неврозами [Тарабрина И. В., Ширяков Г. В. и Широков В. Д., 1971]. Здесь же Г. П. Цейтиной (1980) он применялся в сочетании с методикой незаконченных предложений при исследовании уровня социальной адаптации и нарушений в системе отношений к своему окружению и здо­ровью у больных с церебральной формой гипертонической болезни. Тест Розенцвейга, методика незаконченных предложе­ний, а также MMPI оправдали себя и при прогнозировании общественно опасных действий больных шизофренией [Шума­ков В. М., Колос И. В., Дегтярев В. А., 1981].

тематический апперцептивный тест (ТАТ) – предыдущая | следующая – методика семантического дифференциала (СД)

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание