Специальный класс задач решается в экспериментальной нейропсихологии с помощью современных электронно-оптических тахистоскопов [Меерсон Я. А., 1969, 1975, 1981; Зальцман А. Г., 1981, и др.]. Исследование операций, связанных с узнаванием сообщений в зрительных каналах связи, использование при этом маскирующего шума, короткой экспозиции стимулов (до 100 мке), подач сигналов одновременно по нескольким каналам с возможностью тонкой регулировки паузы между стимулами и стирающим изображением, вариантов с подачей стимулов в правом и левом полях зрения (соответственно в левую или правую гемнеферу), синхронной регистрацией времени двигательной реакции испытуемого и многие другие приемы исследования дают возможность диагностировать слабоструктурированные дефекты затылочных, теменно-затылочпых, височных областей доминантной и субдоминантной по речи гемисферы. Особенно четкую топико-дпагностическую направленность имеют исследования зрительной оперативной памяти, выполняемые с помощью тахистоскопа. В настоящее время используются тахистоскопы уже 6-го поколения[1], например дпухканальпып электронно-оптический тахистоскоп ТЭО-6 (рис. 15), дающий возможность показывать изображения с экспозицией от 0,1 до 100 мс (с шагом 0,1 мс). Наличие 9 программ позволяет предъявлять как одиночные, так и парные изображения в разных полях зрения, при различной экспозиции и длительности пауз между сигналами, с предшествующей, последующей или двойной маскировкой, па фоне помех и т. д. Прибор снабжен выходом па головные телефоны, позволяющим проводить аналогичные исследования для слуховой модальности. Автоматическая регуляция смены кадров обеспечивает заданный режим работы.
Приводим кратко некоторые из многих экспериментально-психологических приемов исследования, проводимых с помощью ТЭО-6.
1. Обнаружение относительно простого и сложного стимулыюго материала при обычной и малой длительности экспозиции.
2. Выделение сигнала из шума разной интенсивности (строго дозированное сочетание черно-белых элементов, синтезированных ЭВМ).
3. Парное различение вербализуемых и невербализуемых стимулов, предъявляемых одновременно или последовательно, без маскировки и с маскировкой, на фоне помех, в различных временных параметрах и т. д.
4. Исследование кратковременной памяти испытуемых с помощью различных типов изображений: вербализуемых, невербаллзуемых, эмоционально- индифферентных и выразительных лиц и др.
5. Исследование механизмов функционального взаимодействия и асимметрии полушарий мозга на примере зрительного опознания стимулов, подаваемых унн- или билатерально. Характер стимулов, время их экспозиции могут широко меняться и зависимости от задачи исследования. Существует, помимо этого, большое число задач, решение которых с помощью тахистоскопов может быть полезно в топической диагностике локальных поражений мозга.
Из других технических систем, разработанных, но еще ждущих апробации в экспериментальных исследованиях, можно отметить прибор под условным названием «Оптикоаудиотестер» — портативное устройство, предназначенное для автоматической подачи слуховых и зрительных стимулов, одновременно или последовательно, в широком диапазоне их психофизических характеристик. Прибор найдет применение в исследовании восприятия, памяти, процессов принятия решения, системы «стимул — реакция» и др., актуальных для диагностики, экспертизы, профотбора и т. п.
Непосредственное значение для нейропсихологии имеют также комплексы аппаратуры для исследования пространственного слуха [Альтман Я. А., Бару А. В., 1981], пространственного зрения и движения глаз. Так, разработан «монитор глазных движений» — портативное устройство для бесконтактной фотоэлектрической регистрации глаз в процессе психической деятельности. Создаются и некоторые другие приборы, использование которых в нейропсихологии позволит повысить точность и надежность диагностического процесса.
___________________________
[1] Разработка и изготовление приборов осуществляются в лечебно-производственном комбинате института имт В. М. Бехтерева.
слуховые расстройства – предыдущая | следующая – тест Бентона
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание