Глава 12. Исследование семьи в клинике и коррекция семейных отношений (продолжение)

Психотерапевтические техники и стиль семейной психотера­пии. Семейный психотерапевт в процессе работы пользуется ря­дом приемов, которые в целом образуют психотерапевтический стиль. На протяжении занятия с семьей он варьирует различ­ные «техники» в зависимости от той конкретной задачи, кото­рая ставится для семьи в целом или отдельных ее членов. Уп­равляя психотерапевтическим процессом, изменяя содержание обсуждаемых проблем и складывающиеся в их ходе отноше­ния, психотерапевт может воздействовать на семью тем или иным более предпочтительным для него самого способом. К наиболее употребительным техникам такого рода, применяе­мым в процессе психотерапевтического занятия, могут быть от­несены следующие: 1) эффективное использование молчания; 2) умение слушать; 3) обучение при помощи вопросов; 4) по­вторение (резюмирование); 5) суммарное повторение; 6) уточ­нение (прояснение) и отражение аффекта; 7) конфронтация; 8) проигрывание ролей; 9) создание «живых скульптур»; 10) анализ видеомагнитофонных записей [Peres J. F., 1979]. Как видно из перечня, эти приемы представляют собой конкретиза­цию метода психотерапевтической работы с группами. В се­мейной психотерапии они имеют свою специфику.

Эффективное использование молчания. На первых психоте­рапевтических занятиях со всей семьей в начале занятия (или в процессе его) может возникнуть достаточно длительное мол­чание. Такое поведение семьи часто служит выражением сле­дующих эмоций: робости, страха, враждебности или тревоги. Чувство протеста иногда является одной из причин, из-за кото­рой члены семьи молчат в начале психотерапии. Нередко под­ростки или мужчины в семье (мужья и отцы) «играют» в мол­чание на протяжении первых встреч. Другая причина молчания кроется в генерализованной семейной тревоге. Из-за нес уча­стники беседы ведут себя скованно, создавая общую атмосферу напряженности. Характерное поведение этих семей в трудной ситуации — не вскрывать конфликты, а просто не касаться их, не говорить о том, что тревожит. Психотерапевт, принимая во внимание особенности поведения таких семей, может использо­вать тактику «выжидания». Другими словами, психотерапевт может просто молчать вместе со всеми, осознавая, что это со­ответствует правилу поведения в данной ситуации. Принятие семейных правил на начальном этапе знакомства вызывает у членов семьи чувство доверия к психотерапевту. Когда эмо­циональная атмосфера становится слишком тревожной, психо­терапевт может прервать молчание, тем самым сняв возникшее напряжение.

Умение слушать. В любой семье с нарушенными отноше­ниями есть трудности в общении, которые выражаются в неуме­нии близких людей слушать друг друга. Психотерапевт своим поведением демонстрирует семье, каким образом можно слу­шать партнера. Всем своим видом он как бы говорит: «Вы важны для меня». Чтобы этот процесс осуществлялся более эф­фективно, необходимо: 1) занять такое положение, которое позволяло бы видеть лица каждого из членов семьи; поза дол­жна быть не слишком напряженной, не слишком расслаблен­ной; 3) достаточно контролировать свое невербальное пове­дение.

 

Обучение при помощи вопросов. Задавая вопросы, психотера­певт обучает членов семьи тому, как следует находить связь между причинами и следствиями, мотивами и поведением. В дальнейшем эти знания членов семьи могут быть дополнены и углублены информацией, полученной в результате использо­вания других техник.

Повторение (резюмирование). Психотерапевт выбирает наи­более значительные высказывания в дискуссии и затем повто­ряет их. Повторение адресовано как к отдельным членам семьи, так и ко всей семье в целом. Психотерапевт выбирает главное, делает более коротким и четким содержание высказывания, тем самым проясняя его для самого говорящего и для окру­жающих. Резюмируя высказывания, он учит этому членов семьи.

Суммарное повторение. Психотерапевт может связать все комментарии воедино, суммировать их. Такое резюме объясняет говорящему, что именно различные заявления означают для него самого и, возможно, для окружающих. Эта техника мо­жет быть использована как в конце занятия, так и в любой другой момент его ведения.

Уточнение (прояснение) и отражение аффекта. Необходи­мость в использовании этого приема возникает потому, что для членов семей с нарушенными отношениями характерно расхож­дение между чувствами и поведением. Кларификация аффекта состоит в том, чтобы пояснить, что именно означают высказы­вания индивида о своих переживаниях. Смысл этого поведения психотерапевта состоит в том, чтобы помочь членам семьи по­нять чувства друг друга, вербализуя их. Отражение аффекта состоит в определении того чувства (страх, гнев, удовольствие), которое опосредует высказывания и поведение членов семьи. Психотерапевт помогает понять, какое именно чувство окраши­вает данное поведение.

Конфронтация. Психотерапевт использует эту технику в тех случаях, когда он чувствует, что возникший характер взаимо­действия блокирует психотерапевтический процесс. Мастерство конфронтации включает: 1) способность выбрать соответствую­щую эмоциональную атмосферу; 2) умение определить пригод­ность использования этой техники как для индивидуумов, так и для семьи в целом; 3) способность контролировать процесс — не вовлекаться в него полностью и 4) умение выбирать для кон­фронтации такие выражения, которые не оттолкнули бы инди­вида или семью, а, наоборот, улучшили бы взаимодействие между ними и психотерапевтом.

 

формы семейной психотерапии – предыдущая | следующая – ситуации кризиса

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание