Психотерапевтические техники и стиль семейной психотерапии. Семейный психотерапевт в процессе работы пользуется рядом приемов, которые в целом образуют психотерапевтический стиль. На протяжении занятия с семьей он варьирует различные «техники» в зависимости от той конкретной задачи, которая ставится для семьи в целом или отдельных ее членов. Управляя психотерапевтическим процессом, изменяя содержание обсуждаемых проблем и складывающиеся в их ходе отношения, психотерапевт может воздействовать на семью тем или иным более предпочтительным для него самого способом. К наиболее употребительным техникам такого рода, применяемым в процессе психотерапевтического занятия, могут быть отнесены следующие: 1) эффективное использование молчания; 2) умение слушать; 3) обучение при помощи вопросов; 4) повторение (резюмирование); 5) суммарное повторение; 6) уточнение (прояснение) и отражение аффекта; 7) конфронтация; 8) проигрывание ролей; 9) создание «живых скульптур»; 10) анализ видеомагнитофонных записей [Peres J. F., 1979]. Как видно из перечня, эти приемы представляют собой конкретизацию метода психотерапевтической работы с группами. В семейной психотерапии они имеют свою специфику.
Эффективное использование молчания. На первых психотерапевтических занятиях со всей семьей в начале занятия (или в процессе его) может возникнуть достаточно длительное молчание. Такое поведение семьи часто служит выражением следующих эмоций: робости, страха, враждебности или тревоги. Чувство протеста иногда является одной из причин, из-за которой члены семьи молчат в начале психотерапии. Нередко подростки или мужчины в семье (мужья и отцы) «играют» в молчание на протяжении первых встреч. Другая причина молчания кроется в генерализованной семейной тревоге. Из-за нес участники беседы ведут себя скованно, создавая общую атмосферу напряженности. Характерное поведение этих семей в трудной ситуации — не вскрывать конфликты, а просто не касаться их, не говорить о том, что тревожит. Психотерапевт, принимая во внимание особенности поведения таких семей, может использовать тактику «выжидания». Другими словами, психотерапевт может просто молчать вместе со всеми, осознавая, что это соответствует правилу поведения в данной ситуации. Принятие семейных правил на начальном этапе знакомства вызывает у членов семьи чувство доверия к психотерапевту. Когда эмоциональная атмосфера становится слишком тревожной, психотерапевт может прервать молчание, тем самым сняв возникшее напряжение.
Умение слушать. В любой семье с нарушенными отношениями есть трудности в общении, которые выражаются в неумении близких людей слушать друг друга. Психотерапевт своим поведением демонстрирует семье, каким образом можно слушать партнера. Всем своим видом он как бы говорит: «Вы важны для меня». Чтобы этот процесс осуществлялся более эффективно, необходимо: 1) занять такое положение, которое позволяло бы видеть лица каждого из членов семьи; поза должна быть не слишком напряженной, не слишком расслабленной; 3) достаточно контролировать свое невербальное поведение.
Обучение при помощи вопросов. Задавая вопросы, психотерапевт обучает членов семьи тому, как следует находить связь между причинами и следствиями, мотивами и поведением. В дальнейшем эти знания членов семьи могут быть дополнены и углублены информацией, полученной в результате использования других техник.
Повторение (резюмирование). Психотерапевт выбирает наиболее значительные высказывания в дискуссии и затем повторяет их. Повторение адресовано как к отдельным членам семьи, так и ко всей семье в целом. Психотерапевт выбирает главное, делает более коротким и четким содержание высказывания, тем самым проясняя его для самого говорящего и для окружающих. Резюмируя высказывания, он учит этому членов семьи.
Суммарное повторение. Психотерапевт может связать все комментарии воедино, суммировать их. Такое резюме объясняет говорящему, что именно различные заявления означают для него самого и, возможно, для окружающих. Эта техника может быть использована как в конце занятия, так и в любой другой момент его ведения.
Уточнение (прояснение) и отражение аффекта. Необходимость в использовании этого приема возникает потому, что для членов семей с нарушенными отношениями характерно расхождение между чувствами и поведением. Кларификация аффекта состоит в том, чтобы пояснить, что именно означают высказывания индивида о своих переживаниях. Смысл этого поведения психотерапевта состоит в том, чтобы помочь членам семьи понять чувства друг друга, вербализуя их. Отражение аффекта состоит в определении того чувства (страх, гнев, удовольствие), которое опосредует высказывания и поведение членов семьи. Психотерапевт помогает понять, какое именно чувство окрашивает данное поведение.
Конфронтация. Психотерапевт использует эту технику в тех случаях, когда он чувствует, что возникший характер взаимодействия блокирует психотерапевтический процесс. Мастерство конфронтации включает: 1) способность выбрать соответствующую эмоциональную атмосферу; 2) умение определить пригодность использования этой техники как для индивидуумов, так и для семьи в целом; 3) способность контролировать процесс — не вовлекаться в него полностью и 4) умение выбирать для конфронтации такие выражения, которые не оттолкнули бы индивида или семью, а, наоборот, улучшили бы взаимодействие между ними и психотерапевтом.
формы семейной психотерапии – предыдущая | следующая – ситуации кризиса
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание