canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Ситуации кризиса в семье возникают достаточно часто. Никто не может предугадать возникновение ситуации кризиса.

Глава 12. Исследование семьи в клинике и коррекция семейных отношений (продолжение)

Проигрывание ролей. Эта техника используется психотера­певтом для улучшения взаимопонимания в семье. Каждый член семьи получает возможность понять и почувствовать другого, играя его роль, стараясь «стать им». Остальные участники также получают новое восприятие этой роли в результате того, что она оказывается сыгранной другим человеком. Когда муж играет роль жены, а жена—-мужа, ребенок — матери (и на­оборот) и т. д., каждый в игре другого получает возможность увидеть как привлекательные, так и непривлекательные сто­роны своей роли. У психотерапевта есть еще одно основание об­ращаться к описываемой технике. Нередко члены семьи ведут себя так стереотипно, словно они «приговорены» к единствен­ной форме поведения. Проигрывание ролей освобождает их от этого чувства «нрнговорепности», расширяет поведенческий «репертуар».

Создание «живых скульптур». Этот прием позволяет члену семьи показать близким (а нередко и себе самому) его вос­приятие внутрисемейных отношений. Такая невербальная тех­ника оказывается особенно полезной для более «слабых» чле­нов семьи (детей, пассивных взрослых). Обычно в семье редко спрашивают их мнение, а если и спрашивают, то они часто оказываются не в состоянии выразить его достаточно полно. Как скульпторы они получают возможность выразить это мне­ние полно и без тревоги, связанной с вербализацией.

Разумеется, этот перечень является далеко не полным. Например, в семейной психотерапии могут быть также использо­ваны методика «проективного рисунка» или известные приемы невербальной групповой психотерапии, арттерапии и музыкотерапии.

Семейный психотерапевт должен владеть 3 основными фор­мами воздействия: психотерапией советов, интерпретационной психотерапией и тренировкой навыков общения. Такое разделе­ние отражает различия в общей направленности процесса пси­хотерапии, особенности позиции психотерапевта. Эта позиция может меняться в зависимости от этапов психотерапии. Напри­мер, вместо интерпретаций на реконструктивном этапе может быть использован метод тренировки навыков общения. Конкрет­ные техники, с помощью которых реализуются эти стили, обычно взаимодополняют друг друга. Так, направляя семью на интерпретацию ее переживаний и поведения, психотерапевт мо­жет использовать и коммуникативные приемы, а в психотерапии советов — элементы интерпретации. Таким образом, речь идет не о жестком стереотипе проведения психотерапии, а о гибкой системе, в которой намечается та или иная общая психотерапев­тическая тенденция. На проявление этой тенденции непосред­ственное влияние оказывают три связанных между собой фак­тора: личностные особенности психотерапевта, характер нервно- психического расстройства больного члена семьи, и наконец, особенности самой семейной ситуации. В зависимости от зна­чимости этих факторов они могут определять стиль психотера­певтического воздействия. Например, в ситуациях семейных кризисов оказывается необходимым «оперативное вмешатель­ство» в дела семьи. Высокий уровень тревоги у членов семьи, их растерянность, поиск поддержки создают необходимость в активной, действенной роли, не наблюдателя, а советчика. В литературе, в том числе и отечественной, распространено представление о том, что психотерапевту следует воздержи­ваться от прямых советов, так как в противном случае семья бу­дет полностью возлагать ответственность за свои поступки на психотерапевта.

Очевидно, что в ситуациях кризиса, о которых говорилось выше, «не давать совета»— неестественная, нереалистическая позиция. При наличии настроенности семьи на авторитетное вмешательство основная психотерапевтическая задача — дать семье «точный» совет. Это означает, что психотерапевт дол­жен уловить естественную динамику семейных отношений — ха­рактер изменения расстановки сил в семье (уменьшение или увеличение дистанции, направленности и качества связей между членами семьи). Совет должен быть конкретен и реалистичен, и на его содержание должно оказать решающее влияние состоя­ние больного члена семьи. Спектр конкретного выражения со­вета может быть очень широк: от высказывания в пользу от­сутствия действий: «Не принимать решений», до конкретиза­ции поведения в данной ситуации. При наличии этих условий психотерапевтический, совет может: а) поддерживать уже фор­мирующееся изменение отношений в семье; б) выполнять роль «толчка», когда семья застревает на стадии разрешения ситуации. Обе функции совета можно проиллюстрировать на примере разрешения конфликта между поколениями. Само по себе наличие такого конфликта свидетельствует о том, что старая расстановка сил оказывается неприемлемой для семьи. Психотерапевтический совет в данном случае подкрепляет та­кую перестройку, которая соответствует более зрелой стадии в развитии семьи. Например, в семье, где сохраняются более тесные отношения зависимости между одним из родителей и их взрослым ребенком, конфликт возникает в том случае, ко­гда эти отношения перестают устраивать какую-либо из сто­рон (или обе). Но перестройка отношеннй оказывается сопря­женной для семьи с большими эмоциональными трудностями. Советы в данном случае должны формулироваться таким обра­зом, чтобы они подкрепляли обе линии перестройки отноше­ний: как движение родителей навстречу друг другу, так и про­явление самостоятельности у взрослого ребенка. Функцию поддержки выполняют советы членам семьи в ситуации раз­вода, который невозможно предотвратить. В этом случае они могут быть направлены на то, чтобы несколько растянуть си­туацию во времени, как бы амортизировать ее, чтобы «постра­давший» член семьи привык к своему новому положению. В целом психотерапевтическая работа после развода имеет своей целью сделать для страдающей стороны ситуацию ме­нее драматичной и тем самым предотвратить возникновение аффективных действий, в том числе суицида. Советы в этом случае могут быть направлены, например, на создание пере­становки в семье (например, возвращение взрослых детей, живших отдельно, к оставленной супругом матери) либо на создание «опоры в работе» и т. п. Так как в ситуации развода у «пострадавшей» стороны почти всегда понижается само­оценка, то советы могут касаться и того, как вести себя во время самой процедуры развода, чтобы сохранить привычный уровень самооценки.

 

стиль семейной психотерапии – предыдущая | следующая – интепретация

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

 

Яндекс.Метрика