canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Формы семейной психотерапии бывают различными. На протяжении нескольких лет ведутся споры о форме семейной психотерапии.

Глава 12. Исследование семьи в клинике и коррекция семейных отношений (продолжение)

Различные формы семейной психотерапии. В литературе по семейной психотерапии до сих пор остается дискуссионным во­прос о том, в какой форме следует работать с семьей. Должны ли в психотерапии участвовать все члены семьи, или она мо­жет осуществляться в форме работы с семейными проблемами индивидов, или для ее проведения необходимо участие наибо­лее активных, важных для решения конфликта членов семьи?

При этом все исследователи оказываются единодушными в том, что психотерапевту необходимо видеть семью в целом, только тогда становятся не схематичными, а реальными пред­ставления о расстановке сил в семье. Аксиомой можно считать и положение о том, что для изменения характера коммуника­ции, «семейных правил» (исходя из существующих представле­ний о взаимодействии) нужно работать со всей семьей. На практике семейные психотерапевты используют гибкую так­тику. Обычно психотерапевтический процесс включает в себя на разных этапах работу как с семьей в целом, так и с отдель­ными ее членами в зависимости от изменения семейной ситуа­ции и в соответствии с динамикой самой психотерапии.

В отечественной практике семейная психотерапия часто со­четается с групповой. Такой подход оказывается оправданным в тех случаях, когда кого-либо из членов семьи «изолируют» из патогенной ситуации или (это довольно распространенный вариант) пребывание в группе используется для психологиче­ского роста, взросления наиболее инфантильного члена семьи. После такой работы с отдельными членами семьи семейная психотерапия может быть продолжена. Групповая психотерапия может осуществляться и в другой форме. Речь идет, например, о создании родительских групп больных шизофренией, суици- дентов, групповой психотерапии с женами больных алкоголиз­мом. Родительская психотерапия бывает направлена прежде всего на создание групповых норм отношения к больным. Об опыте работы в родительских группах больных шизофренией пишет В. М. Воловик (1980). Такие смешанные группы, в ко­торые могут включаться и здоровые супруги больных, условно называются автором «родительскими собраниями». Обсуждение в этих группах касается реальных проблем сегодняшнего дня и планов на будущее. В группах корректируются неадекватные способы семейного взаимодействия. Это особенно важно для хаотических семей, которые в среде других родителей, состав­ляющих группу, находят «эталон» собственного родительского поведения.

Для перечисленных видов семейной психотерапии (скон­центрированной на всей семье, на супружеской паре, исполь­зующей сочетание индивидуальной, семейной и групповой ра­боты) важным остается вопрос о психотерапевтической тактике ведения семейной группы. При любом сочетании конкретных техник обязательным является обсуждение происходящего в семье минимум двумя психотерапевтами. Это не означает, что оба психотерапевта обязательно должны участвовать во всех встречах. Например, одной из эффективных методик супруже­ской психотерапии является использование «стереоскопической техники» [Martin P., Bird Н., 1963] — параллельного ведения супругов двумя психотерапевтами с обязательным последующим обсуждением происходящего. Наш позитивный опыт позволяет говорить об оптимальном сочетании для психотерапии врача и психолога, дополняющих свои профессиональные знания, и об использовании так называемого «бригадного метода». В состав «бригады», кроме перечисленных выше специалистов, могут входить детский психоневролог и сексолог.

Семейная психотерапия строится с учетом таких общих представлений, как семейный диагноз, динамика семейной жизни, «семейные защиты», стиль психотерапевтического воз­действия. Вместе с тем особенности заболевания и личности больного создают специфику семейной психотерапии при разных формах заболеваний. Одной из специфических проблем, кото­рая возникает в процесс психотерапии, являются определение и последующая коррекция нарушенных отношений семьи к бо­лезни ее члена. Во всех формах семейной психотерапии пере­стройка этой системы отношений занимает одно из центральных мест. Так, в работе с семьями больных хроническим алкоголиз­мом суть подобной коррекционной работы сводится к созданию и поддержанию всей семейной группой установки на трезвость [Рыбакова Т. Г., 1977]. Для больных неврозами эта связь пси­хологически выражена еще более явно. Семейная психотерапия, направленная па изменение стиля взаимодействия в семье, ос­лабление взаимозависимости и повышение уровня личностной зрелости членов семьи, оказывает непосредственное воздействие на перестройку нарушенных отношений личности, т. е. способ­ствует лечению больного неврозом. Особенности заболевания членов семьи оказывают также влияние и на предпочтитель­ность использования конкретных психотерапевтических техник. Психотерапия в семьях детей больных неврозами [Захаров А. П., 1976] осуществляется в форме работы с группами детей и ро­дителей, но основной техникой здесь являются ролевые игры, проводимые в парах взрослый — ребенок, где дети и родители постоянно меняются ролями. При работе с семьями подростков с психопатиями, акцентуациями характера, неврозами и невро- зоподобнымн состояниями тактика психотерапии строится пре­жде всего в зависимости от типа акцентуации подростка и типа неправильного воспитания, типа семьи [Эйдемиллер Э. Г., 1980]. В то же время указывается па предпочтительность использова­ния в психотерапии таких методик, как конструктивный спор (с диагностической и с обучающей целью), а также обсужде­ние анонимных случаев, конфликтных ситуаций, при которых семья должна найти способы разрешения.

 

семейная защита – предыдущая | следующая – стиль семейной психотерапии

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

 

Яндекс.Метрика